Какова же ситуация на сегодняшний день у представителей крупных предприятий, которые, несмотря на непростые времена, активно развивается, и тех, кто поддерживает это развитие?

На вопросы журналиста о текущей ситуации в экономике и о развитии крупных предприятий на Урале и в России ответили генеральный директор компании Bergauf Ирина Невзорова и управляющий Уральским филиалом Банка Интеза Алёна Филиппова.

 

Руководители этих двух компаний дали совместное интервью не случайно, поскольку их связывают деловые отношения: в 2015 году Банк Интеза открыл возобновляемую кредитную линию компании Bergauf. Полученные средства были направлены на финансирование текущей деятельности предприятия – покупку сырья и расчет с контрагентами.

Как сейчас живут на Урале крупнейший российский производитель сухих строительных смесей и дочерний банк крупнейшей итальянской банковской Группы Интеза Санпаоло  – в нашем материале.

 

- Ирина Александровна, компания Bergauf начала свой путь в 2003 году. Именно тогда инвестиционный проект по строительству завода для производства сухих строительных смесей был представлен президенту Владимиру Путину и канцлеру Германии Герхарду Шредеру во время саммита в Екатеринбурге. С этого момента прошло больше 12 лет. Какими были эти годы для вашей компании? Можно ли сказать, что все планы, которые были прописаны тогда, сейчас в полной мере реализовались? Или чему-то помешали кризисы в экономике?

- И. Н.: В нашей компании каждый год идет за два. Поэтому эти двенадцать лет были насыщенными и разными, но совершенно точно драйвовыми. Реализовалось многое, из того, что планировали. А вот кризисы нам скорее помогали, чем мешали, как неудивительно это звучит. Правда, в текущем году нам придется быть более сдержанными в амбициях, чем хотелось бы. Но может быть это и хорошо. Нам нравится, чтобы у нас было все правильно внутри компании. И в период таких перыдышек есть время проанализировать каждый бизнес-процесс и улучшить его.

 

- К старожилам можно отнести и Банк Интеза. На Урале вы работаете более 16 лет, стали первым банком, который заключил соглашение со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. В прошлом году наметилась некая тенденция «ухода» с рынка некоторых иностранных банков. Какие планы у вас?

- А. Ф.: Участие иностранных банков в экономике России насчитывает уже не первое десятилетие, и они чувствуют себя достаточно уверенно даже в периоды замедления экономики и кризисы. Это относится и к нашему банку. Отмечу, что общая доля капитала иностранных банков в банковском секторе России с пика 26% в 2008 году снизилась до 17% к концу 2015 года. Но, несмотря на это, я могу предполагать, что она будет сохраняться или даже расти в среднесрочной перспективе. И на это есть несколько причин. Первая – это инновации и опыт, наработанные на других рынках, и, безусловно, поддержка материнских структур. Второе – это диверсификация. У крупного банка в портфеле должны быть солидные доли как корпоративного, так и розничного бизнеса, а внутри этих бизнесов – разнообразный портфель услуг, многообразие каналов продаж. Если говорить про развитие нашего банка в Уральском регионе, то в рамках IV Евразийского форума, состоявшегося в конце 2015 года в Вероне, председатель совета директоров Банка Интеза Антонио Фаллико на встрече с Губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым подтвердил, что Свердловская область является для нас стратегическим регионом.

 

- В своём интервью в 2015 году вы сказали, что сейчас на рынке мало денег, и мы снова вернулись в систему взаимозачетов. Что можно сказать про рынок 2016 года? Есть ли какие-то изменения в этом году? И можно ли все-таки прогнозировать рост на строительном рынке или мы будем также наблюдать длительную стагнацию?

- И. Н.: Да, денег пока мало. Наш бизнес сезонный, именно поэтому каждую зиму мы ждем весну, а весной всегда полны надежд. Эта зима была очень сложной, потому что в условиях неопределенности многие застройщики решили не подводить тепло к объектам. При этом сроки сдачи с мая было решено не переносить и буквально за месяц все достроить. Оптимизма нашим строителям не занимать, так что и мы будем стараться не подвести их в поставках. Оснований для роста, конечно, пока не видим, но и длительной стагнации не прогнозируем: год-полтора – это максимум. Спросите почему? Ответ прост – обеспеченность жильем в квадратных метрах на душу населения в России крайне низкая, а качество жилья, построенного в 70-80 годы, отвратительное. Хотя можно сказать, что практически почти полстраны сейчас живет таких домах. А ввод нового жилья неактивный – его вводится всего полметра в год на человека. Только представьте себе, что такое полметра на человека? Этого даже на обновление не хватит, не говоря уже про улучшение условий. На мой взгляд, нам ещё предстоит строить и строить. И именно сейчас постепенно у многих людей приходит понимание, что качество твоей жизни зависит не столько от того, на какой машине ты ездишь или в какие бренды одет, а от того, где и как ты живешь.

 

- Алёна Сергеевна, а что можно сказать про ситуацию с банковским сектором? Понятно, что объемы кредитования бизнеса в 2016 году упали, банки стали более жестко подходить к оценке заёмщиков, даже крупным игрокам на рынке сложно, а что уж говорить про малый бизнес. Есть ли все-таки «свет в конце туннеля»? И что ожидать бизнесу от банков в 2016 году?

- А. Ф.: В целом, сектор сейчас достаточно устойчив, проблем с ликвидностью нет, он приспособился к работе в новых условиях, при низких ценах на нефть, курсовой волатильности, санкциях и так далее. В то же время мы видим, что продолжаются отзывы лицензий у некоторых кредитных организаций. До конца 2016 года ситуация в банковском секторе останется непростая.

Если же говорить про динамику развития бизнеса, то мы уверены, что именно малый и средний бизнес, как более мобильный, сможет быстрее адаптироваться к проявлениям кризиса и обеспечить подъем российской экономики. Сейчас очень важно поддержать российский бизнес, что мы и делаем. В 2016 году наш банк предложил предпринимателям специальную программу поддержки «Общее дело», которая направленна на поддержку и развитие бизнеса в сфере производства и розничной реализации продовольствия и напитков, производства картона, бумажной и картонной упаковки.

Но и представители крупного бизнеса сейчас многое делают для экономики России, поскольку среди них много производственников, выпускающих лекарства, продукты, материалы для строительства, отделки и др. Они активно включились в программу импортозамещения и могут достойно заполнить те ниши, которые опустели из-за введенных санкций или высокого курса рубля. Поддержка таких компаний также сейчас стратегически важна для нас.

Отвечая на вопрос о кредитовании, отмечу, что в настоящее время компании стали более осторожно подходить к получению кредитов. Спрос на кредиты на пополнение оборотных средств со стороны наших клиентов не уменьшается. Кредиты для бизнеса занимают большую часть нашего портфеля. Но мы всегда придерживались взвешенного подхода к оценке финансового положения заемщика, его залогового обеспечения, поэтому сейчас не вносим значительные – по сравнению с прошлым годом – изменения в риск-модель.

 

- Сейчас очень модно говорить об импортозамещении. Продукция предприятия Bergauf – сухие строительные смеси и лакокрасочные материалы и др. – на рынке не вытеснила иностранные аналоги, поскольку зарубежных поставщиков не ограничивают в поставках их продукции. Но при этом цены на импортные аналоги выросли, это логично объясняется курсом евро и доллара. Способствовал ли росту спроса на вашу продукцию рост валюты? И как вы «боретесь» с импортными аналогами?

- И. Н.: Наши основные конкуренты, такие компании, как Henkel, KNAUF, давно практически всё делают в России и из российского сырья, но при этом свою прибыль отправляют за рубеж. Поэтому рост курса валюты на внутреннем рынке нам помог только в ряде регионов, например в Хабаровске, где исторически сильны были корейцы. Зато отмечу, что курс помог нам на внешнем рынке: мы начали активно поставлять свою продукцию за границу.

 

- В конце 2014 года, в предкризисное, самое неспокойное время, вы купили два завода в Башкирии и один построили в Новосибирске. Как сейчас развиваются эти предприятия?

- И. Н.: Мы очень довольны заводом в Башкирии – это единственный большой завод на местном рынке. Кроме того, на этом заводе мы начали сами делать гипсовое вяжущее. Такая вертикальная интеграция позволила нам снизить себестоимость. Новосибирск идет в плане по объемам производства, и мы видим, насколько проще нам стало конкурировать на этих рынках. Ведь фактически объем сбыта там у нас уже существовал, мы просто приблизили производство к месту потребления. Единственная возможная модель развития в кризис – строить там, где у тебя уже есть сбыт.

 

- Открывать в кризис новое производство – это довольно большой риск. То же можно сказать и об открытии в кризис нового офиса банка. В 2015 году Банк Интеза открыл новый офис в Тюмени. И это в тот период, когда многие банки, оптимизируя расходы, сокращали свое присутствие в регионе. Не боялись, когда открывали?

- А. Ф.: Тюменская область – регион с высоким экономическим и инвестиционным потенциалом. Например, сегодня на территории области реализуется свыше 300 проектов, совокупная капитализация которых составляет 1,5 трлн рублей. Индекс промышленного производства, по итогам I квартала 2015 года, составил 114,3%. При этом в среднем по России он составляет 99,6%. Область наших интересов в регионе – крупные и средние предприятия корпоративного бизнеса, представляющие разные отрасли реального сектора экономики. Особый интерес у нас вызывают компании пищевой промышленности, компании, занимающиеся импортозамещением, предприятия, ориентированные на экспорт. Мы высоко оцениваем потенциал этого региона и хорошо знакомы с его спецификой, именно поэтому и открыли полноформатный офис в Тюмени и уверены в его дальнейшем успешном развитии.

 

- В 2014 году компания Bergauf вышла на международный рынок, заняла пятое место среди производителей сухих строительных смесей. Сейчас вы успешно сохраняете статус самой быстрорастущей компании. За счет чего вам это удается: сильный кадровый состав или новейшие технологии, а, может быть, все вместе?

- И. Н.: Вопрос непростой, и я не очень его люблю (смеется). Скажу так: мы точно знаем, как приготовить хорошие смеси. Надо взять качественные компоненты строго по весу и добавить совесть и душу производителя без всякого весового ограничения. А успех на рынке по рецептуре, увы, не приготовишь. К тому же, если сегодня помогало одно, завтра это может уже не сработать, поэтому не стоит оглядываться назад. Сейчас мы в исследовательском центре по вечерам пытаемся найти формулу лучшего клея для плитки, а в кабинетах – рецепт новых высоких результатов. И все получается.

 

- А какие отрасли бизнеса, по оценке банкиров, будут успешны в 2016 году? И что нужно, чтобы быть успешным в бизнесе?

- А. Ф.: Сейчас очень непростое время как для бизнеса, так и для банков. Да, мы извлекли из кризиса 2009 года серьезные уроки. Важно учитывать прошлое, но надо смотреть в будущее, планировать и реализовывать задуманное. Последние несколько лет не были годами быстрого роста. В результате многие предприятия реструктурировали бизнес, чтобы меньше зависеть от заёмных средств. Сейчас нет резкого роста просрочки по кредитам в валюте, так как заёмщики избавлялись от валютных долгов, а банки не кредитовали в валюте предприятия без валютной выручки. Но из-за снижения конкуренции некоторые компании смогли повысить цены. Поэтому во многих отраслях, несмотря на падение объемов производства, происходит рост доходов компаний.

Неверно говорить о падении всего рынка. Некоторые отрасли, которые были проблемными в прошлый кризис, сейчас, наоборот, благополучны. Простой пример. В результате девальвации рубля ситуация в металлургии серьезно улучшилась. Но зато пострадали застройщики и торговля: упал потребительский спрос и выросли розничные цены. Непросто пришлось и тем отраслям, чей бизнес был тесно связан с импортом готовой продукции или компонентов, а состояние спроса не позволило полностью переложить курсовые изменения в конечную стоимость продукции.

Но мы склонны считать, что 2016 год будет годом медленного восстановления экономики. При этом ряд отраслей, в первую очередь тех, которые выиграли от девальвации рубля и антироссийских санкций, будут расти значительно быстрее рынка. И именно за право сотрудничества с такими предприятиями между банками развернется острая борьба. А вот кто будет более успешен – покажет время.