Отталкиваться при выборе, безусловно, необходимо от профиля организации. Спросите у руководства Концертно-театрального объединения Тюменской области, какой финансовый инструмент здесь используют, когда возникает потребность в дополнительном грузовом транспорте. В ответ услышите — аренда, так как она помогает избегать затрат, которые неизбежно влечет увеличение автопарка: это и расходы на ГСМ и техническое обслуживание машин, и зарплата водителей. При этом необходимость в дополнительной технике здесь появляется нечасто, лишь при проведении крупных городских и областных мероприятий. Задайте тот же вопрос представителям транспортной компании, и вам расскажут о лизинге, который не отвлекает единовременно из оборота внушительную сумму. Лизинг — долгосрочная аренда транспорта с последующей возможностью его выкупа по истечении срока договора. Все расходы, связанные с лизинговыми платежами, относятся к затратам компании, что влечет за собой снижение налогооблагаемой базы организации, покупающей транспорт. Лизинг не затрудняет открытие новых кредитных линий и позволяет сохранить уже существующие. К тому же, в отличие от кредита, лизинг зачастую не предполагает дополнительный залог имущества в качестве обеспечения.

 Между лизингом и арендой

 Выбирая между лизингом и арендой, владелец бизнеса должен четко понимать, на какой период ему необходим грузовой транспорт. Если речь идет о паре недель или максимум нескольких месяцах, целесообразнее прибегать к помощи аренды. Если же компании, к примеру, требуется дорожно-строительная техника на год и более, выгоднее приобретать ее в лизинг. Во-первых, это значительно дешевле. Во-вторых, по истечении договора лизинга компания получит имущество в свою собственность, в то время как по истечении договора аренды имущество останется в собственности арендодателя. В лизинг сегодня приобретают различные виды техники: тягачи, полуприцепы, самосвалы, бетоновозы и т. д. Делают это как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и физлица. Однако преградой для использования лизинга может стать довольно существенный первоначальный взнос, или, как его еще называют, аванс — платеж лизингополучателя до передачи ему предмета лизинга. Плюс немалые ежемесячные платежи за лизинговое имущество. Да и с точки зрения сбора документов взять технику в аренду немного проще, чем купить ее в лизинг. Но при всем этом аренда обходится значительно дороже лизинга. Еще одним очевидным преимуществом лизинга является тот факт, что для участия в крупных тендерах компании зачастую должны предъявлять потенциальному заказчику парк собственной, а не арендованной техники.

Груз ответственности

Итак, если вы всерьез задумались о лизинге, проанализируйте все предложения, которые имеются на рынке. Лизинговых компаний становится все больше, а значит, растет конкуренция и, как следствие, появляются все более выгодные условия. Необходимо изучить ценовые параметры сделки и оценить совокупные затраты. Как правило, основными являются ставка удорожания, размер и сумма аванса, ежемесячный платеж, срок договора лизинга, размер комиссии и выкупная стоимость. Каждый из них будет влиять на конечную цифру.

Итак, ставка удорожания. Это отношение суммы переплаты к первоначальной стоимости лизингового имущества. Обычно указывается как средний процент за год. Если взять грузовой автомобиль среднего ценового сегмента, например, новый Volvo FH стоимостью до 6,2 млн рублей, ставка на него колеблется в среднем от 8,57 % до 15,23 %.

Аванс — первоначальный платеж, до передачи клиенту предмета лизинга. Он не может превышать 50 % от стоимости имущества, держась в среднем на уровне 10–20 %.

Как осуществлять лизинговые платежи, покупатель может выбрать сам. Возможно несколько графиков расчетов: аннуитетный (равномерный), дифференцированный и убывающий (регрессивный). По словам директора Западно-Сибирского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Игоря Мещерякова, чаще всего используются аннуитетный и регрессивный. При аннуитетном расчете на протяжении всего договора выплачивается одинаковая сумма ежемесячного платежа. Это удобно для планирования финансовых потоков. Но аннуитетная схема в то же время является наиболее дорогой. Равномерность лизинговых платежей здесь достигается за счет максимальной уплаты процентов в начале срока и перераспределения стоимости имущества для погашения на конец договора, что приводит к увеличению общей суммы процентов по лизингу. При убывающем (регрессивном) графике платежей погашение стоимости лизингового имущества производится равномерно на протяжении договора лизинга, при этом проценты больше в начале договора, когда больше задолженность по имуществу, и уменьшаются на протяжении всего срока. Надо отметить, что лизинговые компании довольно гибко подходят к составлению графика платежей. Некоторые учитывают фактор сезонности, влияющий на расходы и доходы предприятия.

Срок договора лизинга исчисляется с даты подписания договора до даты полного исполнения сторонами обязательств. Стандартные предложения от лизинговых компаний на авто рассчитаны на 34–36 месяцев действия договора лизинга.

Комиссия за организацию лизинговой сделки — это единовременный платеж, который должен внести покупатель при заключении лизинговой сделки. Обычно составляет до 2 % от стоимости предмета лизинга, но зачастую не отражается, поскольку включается в общую сумму лизинговых платежей.

Выкупная стоимость лизингового имущества может быть отдельным платежом, который выплачивается лизингополучателем при окончании договора лизинга, или входить в состав ежемесячных лизинговых платежей. Выкупная стоимость, например, того же Volvo FH, может быть от символической 1 тыс. руб. до 187,2 тыс. руб.

Величина переплаты может сильно отличаться в зависимости от лизингодателя. Среди предложений топовых лизинговых компаний переплата за грузовой авто среднего ценового сегмента (Volvo FH) может составить от 1 млн 397 тыс. 693 рублей до 2 млн 852 тыс. 803 рублей.

Порой случается так, что в процессе реализации лизинговой схемы покупатель, в силу тех или иных обстоятельств, решает продать технику. Многие лизинговые компании в таком случае позволяют расплачиваться досрочно и без штрафов. Предприятие получает те же преимущества, что и при аренде, но в дополнение к ним возможность превратить капитальные затраты в операционные расходы.

Вера Комарова