опрос

Какой метод повышения продаж, на ваш взгляд, наиболее эффективен?

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ РЕКОМЕНДУЕТ

"Маркетинг в социальных сетях". Тренинг Дамира Халилова 

Далее

Будем перестраховываться?

18.02.2016 13:22

Часто ответственность страховщика по страховому договору исчисляется сотнями миллионов долларов. Возможные убытки в таком объеме самостоятельно не сможет компенсировать ни одна страховая компания. Поэтому крупные риски перестраховываются - распределяются между несколькими компаниями.

Ирина Шкуратова, директор Тюменского филиала АО «СОГАЗ»

Но проблема в том, что емкость российского страхового рынка сегодня невелика. Поэтому значительная часть страхуемых в нашей стране объектов перестраховывается в международных компаниях. Однако после введения режима санкций российские страховые компании столкнулись с проблемами перестрахования отдельных рисков за рубежом, и это притом, что из-за недостаточного объема емкости их невозможно перестраховать и в нашей стране.

Например, чтобы перестраховать риски, связанные с перевозкой военных грузов, требуется более 300 млн долларов, однако внутри страны их можно перестраховать на сумму не более 85 млн долларов. А потребность в перестраховочной емкости по авиационным рискам или по страхованию судов в постройке превышает совокупные возможности российских компаний в несколько раз.

Идея создания государственной перестраховочной компании обсуждалась давно, однако особую актуальность она приобрела в связи с последними событиями. Если обратиться к зарубежному опыту, этап создания государственных компаний проходили многие страны, почти всегда они появлялись там в кризисные периоды, когда страховой рынок нуждался в государственной помощи.

Например, государственные земельные страховые компании в Германии создавались, когда страна была в руинах после Второй мировой войны, и формирующемуся страховому рынку была необходима поддержка. В Китае обязательное перестрахование рисков в государственной компании ввели в связи с необходимостью оставлять определенный объем премий в стране, чтобы капитализировать национальный рынок. Создание госперестраховщика в Беларуси было связано с желанием контролировать отток валютных средств из страны. В Японии государственной перестраховочной компании нет, но действуют госгарантии для покрытия рисков землетрясений.

В России другая ситуация: создание госперестраховщика объясняется необходимостью поддержки не страхового рынка, а отдельных страхователей – тех значимых для экономики страны компаний, которые из-за санкций оказались отрезаны от западных перестраховочных емкостей.

Летом прошлого года Центральный Банк заявил о том, что вопрос создания национальной перестраховочной компании, по сути, решен. Предполагается, что изначально акционером компании выступит ЦБ, внеся в уставный капитал 71 млрд рублей. Это гигантская по российским меркам сумма, если учесть, что совокупный уставный капитал всех страховых и перестраховочных компаний России составляет 155 млрд рублей. Первостепенная задача, которую планируется поставить перед госперестраховщиком, - перестрахование рисков компаний, включенных в санкционные списки, объектов военного и двойного назначения.

В дальнейшем перечень рисков может быть расширен, а саму компанию через несколько лет планируется частично приватизировать. Именно неопределенность в отношении планов национальной перестраховочной компании рождает у российских страховщиков вопросы и сомнения. Чем именно будет заниматься НПК после отмены санкции? За счет чего будет «расширено» поле деятельности госкомпании? Вопросов немало. Так или иначе, появление государственного перестраховщика может стать как стимулом для роста внутреннего рынка коммерческого страхования и перестрахования, так и напротив – ограничить возможности для его развития.

По мнению страхового сообщества, государственный перестраховщик должен стать органичным дополнением к внутреннему коммерческому перестрахованию. Так как развитие внутренней перестраховочной емкости – важная задача повышения капитализации российского страхового рынка.