Каждая крупная компания имеет собственную службу безопасности, существование которой является одним из важнейших факторов эффективного функционирования корпоративной системы, на эти цели всегда выделен бюджет. Сложнее в этом направлении обстоят дела у предприятий малого и среднего бизнеса. Многие частные предприниматели не считают организацию в компании службы безопасности важной для себя задачей. Однако, развитие этого направления необходимо для того, чтобы защитить собственность предприятия.

Создание эффективной службы безопасности дело не простое, но, в то же время, не сверхсложное. Справиться с этим можно всего за несколько шагов.

Шаг 1. Определение цели

Прежде, чем создавать собственную службу безопасности, важно ответить на вопрос: для чего нужно предприятию такое структурное подразделение? Существуют разные потенциальные угрозы. Так, имущество компании могут похитить не только воры, но и люди, работающие здесь, или партнеры. Еще одной причиной являются необоснованные претензии, которые предъявляют к организации правоохранительные органы или налоговая инспекция. Угрожать благополучию организации может и некомпетентность работников.

Вот простой пример: мебельная фабрика подверглась угрозе возникновения пожара, по причине открытия в непосредственной от нее близости АЗС. При потенциальном возгорании могли быть уничтожены мебельные склады. Благодаря материалам, собранным службой безопасности компании, которые подтверждали незаконность строительства АЗС, автозаправка была закрыта. Соответствующее решение приняли органы надзора.

Шаг 2. Обозначение задач

После определения рисков, представляющих угрозу для компании, необходимо дать оценку возможным последствиям. Важно направлять работу структурного подразделения в нужное русло. Ключевая задача службы безопасности — успешное устранение любой угрозы для бизнеса. Остальные функции можно свести к минимуму.

Эффективность службы безопасности зависит от правильной расстановки приоритетов. При организации структурного подразделения выделяют несколько главных задач:

Организационная: изучение иерархии отделов и их функций, определение рисков, постановка конкретных задач.
Административная: поддержка системы мероприятий по обеспечению безопасности, определение полномочий руководителей и степень их ответственности.

Существуют также задачи второго порядка.

Кадровая: вовремя предупреждать развитие трудовых споров, проводить инструктаж сотрудников, следить за тем, как соблюдается режим.
Техническая: внедрять ПО, использовать специальное оборудование, позволяющее обеспечить сохранность важных данных.
Аналитическая: анализировать текущую ситуацию на предприятии, прогнозировать потенциальные угрозы, совершенствовать существующие системы защиты.

У службы безопасности есть еще одна группа задач, которые относятся к неключевым.

Хозяйственная: оптимизировать механизмы и финансовые затраты, чтобы обеспечить безопасность компании.
Учетная: фиксировать и систематизировать данные об угрозах безопасности компании.

При расстановке приоритетов руководитель должен советоваться со специалистом, который будет отвечать за работу службы безопасности. Так, чтобы организовать надежную защиту ювелирной фирмы, необходимо пресекать все посягательства на имущество компании со стороны персонала или злоумышленников. IT-компании требуется уберечь интеллектуальную собственность.

Еще один пример: руководитель производственного комбината, выпускающего комбикорм, организовал службу экономической безопасности. Структурное подразделение выявило спустя несколько месяцев преступные действия со стороны сотрудников предприятия, которые они совершали при помощи нехитрой схемы. Водитель получал от поставщиков материалы, а часть из них отгружал своим подельникам. Когда машина приезжала на предприятие, груза в ней было на 10–15 % меньше, чем должно было быть. Начальник склада, с которым преступники делились легкой наживой, оформлял приход в нужном объеме. Так, компания теряла солидную часть прибыли на протяжении многих месяцев.

Чтобы раскрыть эту преступную схему, понадобилось установить на проходной сканер. Было обнаружено, что в кузове грузовой машины, посередине, имеется пустота. Далее, на всех этапах транспортировки сырья и производства готовых продуктов был установлен контроль. Когда доказательства были собраны, сотрудники службы безопасности совместно с руководителем предприятия провели ревизию и выявили хищение материалов.

Шаг 3. Формирование отдела

В случае, если организация большая, подразделение безопасности загружено работой по полной. Им необходимо обеспечить юридическую защиту, требовать соблюдения установленного порядка работы с конфиденциальной информацией и разрабатывать другие направления. На небольших предприятиях в состав службы безопасности входят три профессионала: начальник, его заместитель и специалист. Возглавлять структурное подразделение может оперативный сотрудник в отставке, на должность заместителя подходит аналитик по образованию, а с работой специалиста хорошо справляется аудитор.

Шаг 4. Определение бюджета

Зарплата сотрудников службы безопасности должна быть не меньше доходов других работников. Цифры варьируются в зависимости от региона. Оплачиваться труд должен так же, как в правоохранительных органах, где рядовой сотрудник получает 40 000–100 000 рублей.

Необходимо позаботиться об обеспечении доступа к информационным системам. Чтобы сотрудники службы безопасности могли проверять контрагентов, понадобится приобрести специальное оборудование. Свою надежность доказали такие систиемы, как «Спарк» или «Кронус». На них придется ежегодно тратить около 250 000 рублей. Сюда же следует отнести оперативные расходы, составляющие не меньше 60 000 рублей в год.

Также, не следует скупиться на курсы переподготовки специалистов. Обучение позволит получить знания о новых видах рисков. Во время прохождения курсов появляется возможность наладить связи с коллегами. На переподготовку сотрудников нужно заложить около 100 000 рублей в год.

Структурное подразделение безопасности для предприятия обойдется не менее 2,5 млн руб. в год. Некоторые предприниматели выбирают менее затратный вариант, отдавая функции безопасности на аутсоринг. Это дешевле, чем иметь собственную службу, но тогда контролировать безопасность организации в полном объеме не получится.

Шаг 5. Поиск и набор профессионалов своего дела

Отбирая кандидатов, важно изучить послужной список каждого из них. Охранять объекты — посильная задача для тех, кто служил в МВД или ФСО. Если требуется предотвратить хищения или защитить коммерческую тайну, необходимо нанять на работу человека, занимавшего в прошлом должность руководителя отдела или группы в МВД, ФСБ или ФСКН.

Очередной пример: начальником службы безопасности стал человек, в прошлом работавший на одной из управляющих должностей в правоохранительных органах. Имея высшее юридическое образование, он занимался оперативной работой в течение 15 лет. Новый сотрудник быстро обнаружил обман со стороны партнеров, прервал путь хищения материальных ценностей с предприятия, выявил нарушения в рабочем режиме компании.

Начальник службы ввел на предприятии новые порядки, чтобы вести учет поставляемых материалов. За каждым объектом прикрепили охранников, чтобы повысить их ответственность. Контакты с поставщиками осуществлялись только после проведения тщательной проверки фирм. На предприятии дополнительно установили камеры видеонаблюдения. Служба безопасности проанализировала документацию, и, в ходе проверки, было обнаружено, что на котельную, построенную недавно, нет лицензии. Это позволило избежать вероятных претензий со стороны правоохранительных органов.

Дополнительные рекомендации, как правильно организовать службу безопасности в компании
Предприятие, на котором работает всего несколько человек, может иметь службу безопасности, состоящую из одного сотрудника. Таким образом, компания сможет сэкономить на выплате зарплаты. Однако, высоким становится риск подкупа работника преступниками или конкурирующими фирмами.
Не обязательно искать будущего начальника службы безопасности среди своих родственников или знакомых, ведь не у всех есть близкие люди, служившие в МВД. Да и если рассматривать трудовые будни оперативников, то по долгу службы далеко не каждый из них отвечал за безопасность объектов или боролся с экономической преступностью. Руководитель, выбранный по этому принципу, может воспользоваться хорошим отношением к нему и работать спустя рукава.
Главе службы безопасности часто приходится решать рабочие вопросы в режиме цейтнота. Чтобы избежать недоразумений, необходимо наделить его соответствующими полномочиями. В контракте с новым сотрудником должны быть оговорены штрафные санкции в случае, если он станет злоупотреблять своим служебным положением. Он должен постоянно докладывать о результатах проведенной им работы.