Через Тюменскую область проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.

Основная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения была сформирована в 60–80‑е годы прошлого столетия.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Тюменской области по состоянию на 1 января 2016 составила 19 315,753 км, из которых 1 023,800 км (5,3 %) — федеральные автомобильные дороги; 9 077,853 км (46,5 %) — региональные или межмуниципальные, в том числе 7 124,322 км с твердым покрытием; 9 214,100 км (48,2 %) — автомобильные дороги местного значения, в том числе с твердым покрытием 5 273,000 км.

По итогам прошедшего года показатель нормативного состояния федеральных дорог в Тюменской области вырос с 35-40% до 70-75% процентов.

На январском совещании в правительстве области по вопросу реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на территории Тюменской области министр транспорта РФ Максим Соколов отметил уверенные темпы приведения федеральной дорожной сети в нормативное состояние. «В настоящее время уже 71 % федеральных трасс по всей стране соответствует нормативам», — уточнил он.

Министр напомнил, что на федеральном уровне главными задачами БКД являются развитие информатизации в дорожном хозяйстве, а также обновление нормативного регулирования вопросов оптимизации транспортных потоков, на региональном — приведение в норматив дорожной сети регионов с населением свыше 500 тысяч человек (2018 год — 50 % от общей протяженности, 2025 год — 85 %), устранение мест концентрации ДТП. Основные инструменты реализации этих задач — программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) городских агломераций. В рамках ПКРТИ в 2017–2018 годах будут преимущественно проведены ремонтные работы и работы по обустройству, на следующих этапах — после 2018 года — строительство и реконструкция.

Как отметил глава Минтранса, в 2017–2019 годах преду-смотрено выделение на реализацию ПКРТИ трансфертов субъектам по 30 млрд рублей ежегодно.

«Трансферты будут предоставляться только при условии выделения из бюджета субъекта софинансирования в объеме не менее федерального трансферта», — подчеркнул он. Минтрансом внесены в Правительство РФ проекты документов о правилах и утверждении распределения трансфертов на реализацию ПКРТИ. Тюменской области планируется предоставить в 2017 году 637,5 млн рублей, в 2018 году — 765 млн рублей. Из бюджета области планируется в 2017 году направить почти 4,3 млрд рублей, в 2018 году — порядка 18,5 млрд рублей.

«Дороги нужны не только для перемещения грузов, прежде всего они должны обеспечивать комфорт передвижения людей. Когда человек едет по дороге, он не задумывается, относится она к федеральному, региональному или муниципальному уровню. Дорога должна быть качественной», — так определил свою позицию Максим Соколов.

 Тюмень располагает улично-дорожной сетью протяженностью 1169,94 км.

В ходе двусторонней встречи министр транспорта РФ и губернатор Тюменской области Владимир Якушев отметили значимость реконструированного аэропорта «Рощино», обсудили вопросы строительства объектов дорожного хозяйства на территории области. Также министр и губернатор осмотрели автодороги, мосты, развязки и путепроводы, строящиеся с использованием средств федерального бюджета.

По информации ФКУ «Уралуправтодор», с 2012 года нормативное состояние федеральных дорог на территории Тюменской области улучшилось с 35 % до 74 %. В том числе на 85 % в нормативное состояние приведена автомобильная дорога Тюмень–Ханты-Мансийск.

В 2016 году дорожники выполнили первый этап работ по строительству окружной автомагистрали на участке от автодороги Тюмень–Ханты-Мансийск до автодороги Тюмень–Боровский–Богандинский. Шли работы на участке от автодороги Тюмень — Ханты-Мансийск с транспортной развязкой до улицы Дамбовской (Восточный обход).

На год раньше срока сдали мост через реку Тобол в Тюменской области.

«Новый мост на 123 км федеральной трассы Тюмень–Тобольск–Ханты-Мансийск на территории Ярковского района позволит открыть движение для автотранспорта без светофоров. Это масштабный проект, с которым строители справились в короткие сроки», — заявил Владимир Якушев.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года» определены основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области. Одна из главных — инфраструктурные ограничения развития, среди которых недостаточная плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, а также значительная доля автодорог, не соответствующих нормативным параметрам.

Существующая инфраструктура Тюменской области и ее качественные характеристики не в полной мере отвечают социально-экономическим потребностям экономики и населения области. Значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением номинальной загрузки. Износ основных фондов приводит к росту издержек и к определенному дефициту пропускных возможностей транспортной системы.

Формирование перспективной дорожной сети в период до 2030 года предусматривает развитие новых транспортных коридоров, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных субъектов Российской Федерации в единую транспортную систему России.

В постановлении правительства Тюменской области от 21 ноября 2016 года определен прогноз социально-экономического развития области на долгосрочный период до 2030 года.

В сфере транспорта и связи планируется реализация уже разработанного проекта по созданию в областном центре магистралей непрерывного движения. Он включает в себя строительство и реконструкцию 56‑ти крупных инфраструктурных объектов, в том числе завершение Восточного обхода Тюмени.

Автомобильный обход вокруг Тюмени позволит объединить восемь транспортных магистралей, проходящих через областной центр, и разгрузить его от нарастающего транзитного легкового и грузового транспорта.

Будет проведена реконструкция автодорог с доведением их до первой технической категории, с увеличением числа полос до четырех (вместо двух в настоящее время) на участках Тюмень–Ишим и Тюмень–Тобольск–граница ХМАО-Югры. Запланировано строительство отдельных участков второго обхода Тюмени. В прогнозном периоде предполагается продолжить активные работы по строительству, реконструкции и ремонту автодорог, мостовых сооружений и путепроводов. Планируется строительство путепроводов и двухуровневых транспортных развязок в местах пересечения основных транспортных потоков.

В 2016 году отремонтировано 177,9 км автомобильных дорог.

Отмечено, что рост транспортного потока и формирование опорного транспортного каркаса требуют адекватного расширения сервисного обслуживания. Перспективным является проект развития на участке между Тюменью и Ишимом узлов сервисного обслуживания транзитных потоков грузового автомобильного транспорта.

Предстоит также модернизировать, усовершенствовать дороги, выводящие опорную сеть сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием на сеть федеральных и региональных дорог.

Согласно паспорту подпрограммы «Основные направления развития дорожного хозяйства» программы «Развитие транспортной инфраструктуры до 2022 года» в 2022 году доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составит 58,52 процента.

Повышение технического уровня автомобильных дорог, их пропускной способности и создание современной, развитой, безопасной и эффективной автомобильной дорожной сети федерального, регионального и межмуниципального значения на территории Тюменской области позволит дать новый импульс социально-экономическому развитию региона.

Евгений Тарасов