За почти 25 лет работы компания «ПРЭФИШ» зарекомендовала себя как ведущий эксперт в сфере земельного права, организатор крупных деловых событий и пример успешного семейного бизнеса. В юбилейный для «ПРЭФИШа» год мы поговорили с основателем компании Сергеем Шатохиным и его дочерью Марией, заместителем генерального директора.

— Сергей Михайлович, с чего началась история компании?

С. Ш.: До распада СССР я работал консультантом обкома партии по экономическому образованию высшего звена руководителей предприятий нашей области. Моей задачей было также давать актуальные экономические знания руководителям Советов народных депутатов, горрайисполкомов. Это требовало всегда быть в курсе изменений, досконально знать как плановую, так и рыночную экономику. Когда в стране появились правовые возможности для создания бизнеса, я решил открыть свое дело. По сути, консалтингом я занимался уже тогда, когда консультировал директоров государственных и муниципальных предприятий, советских и партийных работников.

— Первые предприниматели Тюменской области. Кто они? С какими вопросами к вам обращались?

С. Ш.:  Закон о кооперации и Положение о малых предприятиях, утвержденное правительством СССР, позволили легализовать цеховиков, торговцев фарцой, сформировать законные частные кредитные учреждения для банкиров новой волны. Все было в новинку, юрсообщества, подготовленного к работе в рыночной экономике, как такового не существовало. И мы помогали в оформлении учредительных документов, составлении хозяйственных и трудовых контрактов. Многие работы носили абсолютно инновационный характер, например, формирование отечественных корпоративных стандартов по управлению акционерными компаниями. С активным развитием частных производств появилась потребность в разработке бизнес-планов, программ маркетинга.

— Сейчас компания «ПРЭФИШ» предоставляет несколько десятков направлений услуг. Что наиболее востребовано?

С. Ш.: Наш стиль работы — делать все под ключ. В редких случаях говорим, что чем‑то не занимаемся. Считаем, что в конечном итоге должна быть достигнута цель — например, запуск, диверсификация или трансформация бизнеса. Жаль, что сейчас предприниматели обращаются с узкими запросами, правда, по доброй рекомендации. Поэтому приходится все время быть в тонусе, иметь кадры, которые не подведут. Доверие и репутация — то, что особенно важно в нашем деле.

М. Ш.: Земельное право — наша базовая специализация, и самые большие объемы работ мы имеем по этому направлению. В рамках инвестиционного консалтинга оказываем услугу по подбору участка согласно задуманной концепции проекта. Мы делаем правовую экспертизу земли, помогаем законно купить ее или взять в аренду, получить разрешение на строительство. Обязательно анализируем локализацию участка, даем рекомендации, что будет успешным бизнесом на этом месте: жилой комплекс или магазин у дома, например. Мы готовы сопровождать клиента на разных этапах, в том числе в процессе раскручивания проекта.

В связи с непростой экономической ситуацией возросло количество обращений по арбитражным спорам. Мы всегда пытаемся добиться досудебного урегулирования споров, но не всегда это получается. В таком случае делаем так, чтобы обе стороны выходили на суд с приемлемым конструктивом.

С. Ш.: Часто клиенты просят оценить перспективы развития в нашем городе определенной франшизы. И не всегда результат оценки положительный. Однажды по итогам маркетингового исследования я с ужасом ждал финального разговора с заказчиком, которому нужно было сообщить, что задуманный крупный магазин одежды в торговом центре лучше не открывать. Но в итоге заказчик остался доволен и благодарил, что сохранил несколько десятков миллионов рублей. Потом создал другое дело, которое сейчас очень успешно развивается.

— Как давно появились запросы на такой анализ?

М. Ш.: Это стало особо популярно последние 5–7 лет. Несколько таких исследований мы проводили для владельцев магазинов в ТРЦ «Гудвин» и в галерее «Вояж». Раньше было просто: хотели открыть магазин — открывали. Сейчас же кратно выросла клиентоориентированность.

— «ПРЭФИШ» инициировал создание нескольких общественных объединений. Зачем они вам?

С. Ш.: В России все еще настороженно относятся к бизнесменам, иногда даже негативно. О юристах думают еще хуже. Повышать авторитет профессии в одиночку сложно. Если все будут вести себя недостойно, то мне по умолчанию больше верить не станут. Поэтому владельцы ведущих юридических и консалтинговых компаний объединились в некоммерческое партнерство «Западно-Сибирская Правовая Палата». У нас честная конкуренция, есть коллективно утвержденный этический кодекс взаимоотношений друг с другом и с клиентами. Бывает, что передаем заказчиков профильной компании или реализуем совместный проект. Силами ЗСПП мы проводим очень масштабные мероприятия, например, ежегодную «Юридическую неделю в Тюмени».

М. Ш.: Десять лет назад мы создали НП «Тюменский деловой клуб». Он объединил малый и средний бизнес, предприятия совершенно разных направлений деятельности, но имеющих одинаковую ценностную базу — взаимоподдержка, кооперация, здоровая конкуренция, семейственность.

С. Ш.: Мы хотим цивилизованного развития предпринимательства в Тюменской области. А для этого необходимы прозрачные и доброжелательные отношения между бизнесменами. Нам это удается, потому что мы прошли большой путь, нас многие знают и нам доверяют.

М. Ш.: Кстати, в последние годы «ПРЭФИШ» воспринимают как компанию, организующую большие мероприятия и зарабатывающую на этом деньги. Но все это — общественная нагрузка, отнимающая 60 % времени. В 2016 году мы решили соблюдать баланс и использовать знания и опыт по работе общественных объединений в бизнесе. Одним из наших уникальных торговых предложений станет услуга по созданию общественных объединений под ключ: с созданием юрлица, написанием концепции его развития, формированием брендбука, PR-раскруткой.

— Чем еще может удивить «ПРЭФИШ»?

С. Ш.: Компанией достигнута определенная степень зрелости и капитализации, которая позволяет задуматься о реализации своих собственных инвестиционных проектов. Мы приобрели интересные земельные участки, на базе которых можно реализовать эксклюзивные инвестпроекты. Хотим построить VIP-поселок в Криводаново. Создали частный пул из 30 с лишним инвесторов и планируем сделать поселок с достойной социальной инфраструктурой. Есть у нас и «Султан-остров» — 14 га земли посреди реки в районе деревни Якуши. Мечтаем построить там сибирский диснейленд с восточной тематикой для семейного отдыха. Доступ к нему будет на катерах — как с юга, так и с севера Тюменской области. Концепция проекта прописана, ищем соинвесторов. Это будет новой вехой и в истории загородного туризма в Уральском федеральном округе, и в истории нашей компании.

Беседовала Татьяна Криницкая

Фото Алексея Сумика