О развитии парусного спорта в регионе, открытии собственного дела и планах на будущее Тюменскому Бизнес-журналу рассказал руководитель «Тюменского парусного центра» Виктор Васечка.

— Яхтинг - не самое типичное увлечение для наших широт. Как в Тюменской области появился данный вид спорта ?

— Первый яхт-клуб региона числился при антипинском моторном заводе, который просуществовал в виде спортивной секции до 90-х годов прошлого века. В 2005-2007 годах у предприятия сменилось руководство и как таковой организации не стало. Сегодня есть яхт-клуб «Рубин», загородный клуб «Адмирал» в Боровом, а также создается секция парусного дела при детском центре «Алый парус». Как таковая тюменская школа пока есть только у нас. В «Рубине» держим наши яхты, но в планах открыть собственную площадку.  

— Как давно в вашей жизни появился парусный спорт?

— Когда мне было шесть лет, к нам в Тобольск пришли четыре яхты, на которых родители вместе со мной решили прокатиться. Та прогулка по Иртышу оставила неизгладимое впечатление. С тех пор на полях моих школьных тетрадей стали "плавать" парусники, кораблики и пр. Тогда же начал зачитываться Крапивиным и смотреть все фильмы, так или иначе связанные с судоходством. Одним словом, заболел парусным спортом еще будучи ребенком.

По окончании школы приехал поступать в тюменский ВУЗ. Тогда же в ВК случайно нашел группу «Яхтинг за Уральскими горами», которую создали ребята, буквально с нуля организовавшие федерацию парусного спорта. Захотелось к ним присоединиться: в 2011 году просто походил на яхте, а уже в 2012 стал принимать участие в соревнованиях.

— Когда решили основывать собственный бизнес?

— Будучи студентом, работал в молодежном информационном центре «Моя территория»,  где в 2013 году попробовал воплотить в жизнь социальный проект «Парусная школа». Для обучения планировали использовать яхту моего товарища. Так бы и сделали, если бы в мае не отправились в регату и не сломали мачту. К тому моменту была сформирована полная запись из желающих заниматься в нашей школе, поэтому пришлось в сжатые сроки решать внезапно возникшую проблему. За неделю назанимали денег у друзей и знакомых, после чего поехали и купили яхту. На ней проходили два года, а потом продали одному из наших первых учеников. В следующем году арендовал у «Рубина» яхту большего размера, а год назад вместе  с товарищем купили прогулочную яхту для отдыха и фотосессий, а также учебную класса «микро». 

Этой зимой мы прошли аккредитацию во Всероссийскую Федерацию Парусного Спорта. Членство в ней дает право готовить людей для получения международных прав. Федерация парусного спорта занимается подготовкой спортсменов, при этом парус на доске для виндсерфинга тоже считается. Но ведь не все хотят профессионально заниматься спортом, некоторые выбирают его для души. Таким людям следует пройти обучение для получения квалификации «Яхтенный рулевой дневного плавания». Услуга предоставляется в любой парусной школе, которая указана в реестре на сайте ВФПС. Она соответствует международной квалификации Day Skipper, которая позволяет управлять судном в дневное время на расстоянии не более 20 морских миль от берега. Самыми популярными парусными школами в мире являются британская RYA (Royal Yachting Association) и американская (она же канадская) IYT (International Yacht Training) Worldwide. Многие школы России работают по франшизе второй школы.

В этом году начали набирать в наш центр людей для обучения по программе «Рулевой 2 класса», а также IYT  bareboat skipper (начальная ступень подготовки яхтенного капитана / шкипера). Пока это сезонный бизнес, душевная история, когда мы не гонимся за бешеной прибылью, а занимаемся тем, что действительно нравится, во что сами верим. При этом интерес к нам и нашему делу со стороны людей растет с каждым годом. Это, конечно, не может не радовать.

— Кто помогает вам организовывать работу центра?

— В моей команде трое друзей. Есть управляющий, который составляет график тренировок, ведет группу, проводит рекламные акции, а также занимается сертификатами. Также есть техник, который полностью руководит текущим ремонтом и отвечает за техобслуживание яхты. Если поступает заказ о проведении съемки на яхте, подключаем фотографа.

— Расскажите подробнее об оказываемых центром услугах.

— Наш стандартный перечень - прогулка на яхте компанией от двух до шести человек, разовая тренировка, комплекс занятий по абонементу, а также программа подготовки к сдаче экзамена на международные права.

Если молодой человек или девушка желает устроить романтическую прогулку для своей второй половины, то мы предоставляем такую возможность. Кстати, на нашей яхте уже пару раз делали предложения руки и сердца (улыбается - прим. Ред.)

В прошлом году провели любительскую регату в Екатеринбурге, в этом году планируем повторить. Арендуем семь яхт, приезжаем в составе 21 человек и соревнуемся между собой. Ближайшая регата запланирована на 16 июля, следующая пройдет лишь 20 августа. Как раз сейчас занимаемся тем, что собираем команду. Плюс подобных дружеских состязаний в том, что люди, до этого ни разу не ходившие под парусом, учатся на месте с нуля.

Также стали путешествовать на моря. У меня есть сертификат рулевого, который позволяет днем ходить на судне длиной до 24 метров в пределах 20 миль от берега. В ближайшие год-два хочу сдать экзамены и получить сертификат следующего уровня.

— Как проводите обучение?

— Спортивный сезон длится с мая и вплоть до начала октября, все начинается со спуска лодок на воду. Предварительно набираем группы. Как-то удалось собрать целых 60 человек! Обычно в течение сезона занимается 20-30 людей, теория, как правило, проходит в группах по шесть-семь человек, плюс часть теории совмещается с практикой. На озере ученики тренируются в командах по два человека.

Теория и часть практики проводятся на базе, а затем неделю за рубежом, чаще всего в Турции и Финляндии. Ученики приезжают на озеро, где вместе с ними мы готовим яхту к занятию. Затем выходим в озеро и выполняем первое упражнение. Оно заключается в том, чтобы ученик удерживал заданный инструктором курс, вел яхту ровно. Затем объясняем, как следует правильно входить в повороты, настраивать паруса, а после этого постепенно переходим к более сложным и одновременно интересным вещам. Таким, как построение маршрута, самостоятельный выход из бухты, отработка ситуации "человек за бортом", осуществление швартовки и пр.

Здесь важна осознанность, чтобы ученик не просто машинально делал какие-то вещи, а понимал, к чему приведет то или иное действие, либо бездействие. Скажем, почему он тянет эту веревку, а не другую, когда следует пересаживаться на наветренный борт, какие факторы необходимо учитывать, чтобы правильно настроить парус. У нас есть учебная лодка, которой уже более 20 лет. Для своего класса она является тяжелой, благодаря чему «прощает» ученикам многие ошибки.

— Что делаете зимой? Отправляетесь пережидать холода в теплые страны?

— В том году ходили в снег, когда даже вблизи не было видно берегов. Тогда во время тренировок даже пару раз лепили на борту снеговиков. Зимой, когда здесь невозможно тренироваться, можно уехать в Европу и оттачивать навыки там.

— Чем отличается подготовка к получению международных прав от обычного обучения?

— Как уже говорил, наиболее популярными парусными школами являются британская RYA и американская (она же канадская) IYT Worldwide. Мы сотрудничаем с питерским клубом парусных экспедиций 60° North, курсы которого лицензируются по системе IYT. Так, предлагаем в Тюмени пройти теорию и практику на озере, а наши партнеры предоставляют морскую практику на школьных яхтах в Турции и Балтике.

Международный сертификат нужен для того, чтобы вы смогли арендовать яхту за рубежом. Так, приезжая во Францию, Грецию, Финляндию, Черногорию или любую другую страну и желая взять яхту в аренду, у вас должно быть на руках доказательство наличия навыков управления судном. Сертификат и подтверждает ваши знания.

— Тяжело «усадить за парту» взрослого человека… Как проходят занятия по теории?

— Стараемся добавлять максимум интерактива. То, что представлено в специальных теоретических материалах предлагаем изучать дома, а на занятии разбираем реальные ситуации, которые тут же моделируем. В рамках теоретического курса показываем интересные видео-ролики и комментируем их. Если готовим человека для получения международного сертификата шкипера, то составляем на занятии маршрут перехода, через Google Maps выстраиваем примерный курс яхты, используем надежные ресурсы для получения прогноза погоды, изучаем обстановку в местах выхода и прихода судна.

— Сколько занятий требуется взять, чтобы человек смог без посторонней помощи управлять яхтой?

— Стандартный курс включает в себя восемь теоретических уроков и восемь практик по 1,5-2 часа, на них мы даем базу. Если человек усваивает программу, то разрешаем в дальнейшем самостоятельно выходить на парусной яхте. Если занятий недостаточно, то, как правило, ученик это сам понимает. В таком случае советуем взять дополнительные занятия. Бывает и так, что кто-то очень быстро осваивается и уже на втором-третьем занятии правильно выходит из бухты.

— Считается, что парусным спортом могут заниматься исключительно обеспеченные люди. Так ли это на самом деле?

— Это заблуждение, на мой взгляд. Так, сертификат на 10 клубных тренировок в нашем парусном центре стоит около пяти тысяч рублей. Получается, что дешевле ходить под парусом, чем оплатить курс тренировок в фитнес-клубе. Что касается стоимости обучения для получения сертификата, то она составляет порядка 20 тысяч рублей.

Наши клиенты - это люди, «болеющие» морем, любящие активный отдых. Это директора и топ-менеджеры крупных компаний, а также люди, не занимающие руководящие должности. Но за время работы отметил для себя следующую особенность: «управленцам» обучение дается легче, так как они точно так же «стоят у штурвала» собственного дела в повседневной жизни. Эти люди приучили себя к многозадачности, они способны держать в поле зрения сразу несколько дел, у них здорово работает стратегическое мышление. Поэтому им требуется меньше времени, чтобы оценить силу ветра и определить его направление. Они могут одновременно контролировать работу парусов и давать указания экипажу.

— Как, на ваш взгляд, выглядит идеальное времяпрепровождение на яхте?

— Это кругосветка (улыбается – прим. Ред.). Это моя мечта, которую надеюсь однажды осуществить. Вот так взять и выйти на год-два в море. 

— Кого бы взяли с собой?

— Львиная доля кругосветчиков – одиночки. В остальном это семейные пары, желающие отвлечься от городской суеты и ежедневных дел таким нетривиальным способом. Профессиональных команд, отправляющихся в кругосветное путешествие не так много. Здесь огромную роль играет человеческая психология: сложно такое длительное время уживаться с другими людьми, ведь на яхте нет возможности выйти развеяться, «выпустить пар». Поэтому в кругосветное путешествие можно ходить поэтапно. Так, мой омский друг ходил этап Черногория-Англия на яхте «Сибирь». Однажды и я отправлюсь в подобное путешествие. Точный маршрут пока не выстраивал, но знаю пару мест, куда обязательно загляну. 

Беседовала Дарья Петренко
Фото Ильи Курбатова