Опыт тульского предпринимателя Антона Голубева наглядно демонстрирует, что для построения успешного бизнеса многого не надо: желание заработать, немного фантазии, гараж и семьдесят пять тысяч начального капитала — именно с этого началась история компании «Сотос», которая поставляет дорожные знаки и указатели по всей России.

На занятие столь необычным бизнесом Голубева подтолкнул спор с работником Госавтоинспекции: несколько лет назад, выезжая с дворовой территории, он случайно повернул не по правилам дорожного движения и попал на «встречку». Как вспоминает предприниматель, нужного знака, который указывал бы, как можно поворачивать, не было, но штраф Антону, тем не менее, выписали. А еще, сотрудник ДПС посоветовал парню смастерить необходимый ему указатель самостоятельно. Парень задумался, проштудировал дома ГОСТ 10 807–78, в котором приводятся техусловия на дорожные знаки, и решил, что делать их самостоятельно ему вполне по силам.

Быстрый старт

Первым делом, начинающий бизнесмен присмотрелся к деятельности тульских конкурентов. Качество их продукции было не лучшим: в обход ГОСТовских норм 0,8‑милиметровый стальной лист заменялся полумиллиметровым, а надежную двойную отбортовку подменяли одинарной, обходившейся дешевле необходимого аналога.

На старте бизнеса Голубеву, который решил не экономить на качестве знаков, помог его отец — владелец компании «Сотос», специализирующейся на производстве государственных номеров на автотранспорт. Гаражное помещение в 18 «квадратов» сын арендовал у отца, воспользовавшись льготной ставкой. Инвестиции на начальном этапе развития бизнеса составили примерно 75 000 руб. (это были его личные сбережения). При этом, пятьдесят из них было потрачено на приобретение плоттера (прибор, служащий для того, чтобы вычерчивать схематические изображения). Антон самостоятельно нашел компанию, которая будет поставлять стальное сырье, а также световозвращающую пленку. Он признается, что поначалу воспринимал свой бизнес скорее в качестве хобби, которым он мог заниматься, не отрываясь от основной деятельности в отцовской компании.

Знак качества

Для производства знаков Антон пользуется готовыми заготовками популярных форм — в виде треугольника, круга и прямоугольника. Исходя из требований, предъявляемых заказчиком, на особую световозвратную пленку посредством плоттера наносят рисунок. Далее изображение-маска аккуратно вырезается и клеится на заготовку из стали.

Рекламировать свое производство Антон Голубев стал в отцовской компании: подготовил рекламные объявления и развесил возле кабинетов, спрашивал у клиентов, заказывающих госномера, не нужны ли им знаки. Так и нашел своих первых клиентов. Еще одним каналом для получения заказов стала публикация контекстных рекламных объявлений в «Яндекс.Директ».

Первое время Антон трудился один: не только сам подыскивал клиентов, но и производил продукцию. За день он выполнял около двух десятков знаков, но с получением крупного заказа от «Магнита» на шестьдесят знаков, молодой предприниматель понял, что без помощника ему не обойтись. Нанятый партнер стал заниматься ручным трудом, а сам Голубев взял на себя снабжение материалом и поиск клиентуры. Найти добросовестных поставщиков с качественным сырьем получилось не сразу. Несколько раз его подводили, подсовывая пленку, которая плохо приклеивалась, либо давала выгорание рисунка за несколько месяцев, в результате чего знаки приходилось заменять за свой счет. За первый год своей деятельности (2012‑ый) молодой бизнесмен продал порядка пятисот знаков.

Мода на дорожные знаки

По словам Антона, кривая спроса на его продукцию напрямую зависит от времени года. К примеру, в летнее время повышенным спросом пользуются знаки — предупреждения о ведении ремонтных работ, ограничивающие скоростной режим и направляющие в объезд. Поскольку дорожники не контролируют бережность обращения рабочих со знаками, то те быстро покрываются царапинами, изображение теряет четкость и потому не редкость, что за полгода один и тот же клиент делает повторный заказ целого комплекта знаков.

После первого крупного заказа от «Магнита» дела у компании «Сотос» пошли в гору. Как комментировал сотрудничество Эдуард Голиков, заместитель директора по безопасности дорожного движения компании «Сельта» (дочерняя компания «Магнита»), решение приобрести знаки в «Сотос» было принято исходя из ценовых соображений, а когда заказчики убедились в соответствующем качестве продукции, то стали по нескольку раз в квартал заказывать у них не только дорзнаки, но и разного рода указатели.

Через несколько месяцев у Голубева стали появляться и другие «оптовые» заказчики — «Тулачермет», «Газпром Газораспределение Тула», Косогорский металлургический завод, Черепетская ГРЭС. Сам Антон говорит, что начать сотрудничать с ними было не так уж сложно. По его словам, крупный бизнес подыскивает поставщиков через Всемирную паутину, рассылая всем стандартные е-мейлы, дабы получить коммерческие предложения. Расписывая в ответ все возможные варианты сотрудничества, а не ограничиваясь сухими цифрами, они и находили контакт.

Так, через год после открытия производства, молодой бизнесмен произвел семьсот знаков, а еще через год — тысячу. Правда, увеличение потока производства вызвало потребность в расходах — пришлось купить новый высокопроизводительный плоттер (за 200 000 руб.).

В 2015‑м году «Сотос» выпустили уже полторы тысячи знаков и собственник компании принял решение расширить бизнес — начать производить указатели и таблички (к примеру, с названиями улиц и домовых номеров), для изготовления которых отлично годятся обрезки заготовок дорожных знаков. Выполняются такие таблички оперативно — при отсутствии загрузки в цехе буквально за 10–15 минут, пока заказчик пьет кофе. За первый же год было произведено более ста таких указателей.

Приобрести знак в мастерской Голубева можно любому частному лицу, однако, стоит иметь в виду, что самовольно установить его без разрешения дорожников и органов ГИБДД нельзя. По мере развития производства, Антон стал сталкиваться с ситуацией, когда заказчики кроме изготовления знаков требовали еще и их установки. И предприимчивый бизнесмен решил пойти навстречу своим заказчикам, ведь согласовать монтаж знака на поверку не так сложно. На работу приняли еще одного человека, а для приведения организации изготовления дорзнаков в статус «под ключ» пришлось вложить в нее еще 170 000 руб. на покупку дополнительного оборудования. На эти деньги купили инструментарий (лопаты, перфоратор, болгарку и отбойный молоток), автоматический заклепочные и сварочный аппараты, б / у дизельную установку.

Сегодня 1 из 20 заказов бизнесмена «отягощен» монтажом. Сначала это подразумевало приваривание знака к стойке, но, из‑за высокого риска скорого отслоения первого от второго, в последние годы стали использоваться хомуты-червяки из стали.

На водителе и собственном грузовике Голубев пока экономит — машину арендует, а управляет ею либо сам, либо доверяет коллеге. Знак ставится в среднем за полчаса, если нужно закрепить его в почве, либо час — если речь идет о монтаже в асфальт.

Экономический аспект производства

Конечная цена знака (равно, как и его себестоимость) во многом определяется их форм-фактором и разновидностью применяемой пленки. Наиболее экономичная (типа А) подходит для изготовления знаков, что ставятся в городской черте, а дорогостоящая (типа В) — на магистралях и загородных трассах. Разница в стоимости в два — три раза обуславливается продолжительностью периода эксплуатации готовых изделий (10 лет против 3–5). И если А — пленку можно купить у отечественного производителя, то В-материал импортируется из‑за рубежа. Цена одного метра такой пленки, продающейся в бобинах по пятьдесят метров — порядка 250–500 руб. Запасы четырех основных цветов данной пленки пополняются по мере надобности.

Знак-треугольник из пленки А-типа Голубев продает по цене порядка 800–900 рублей, «прямоугольник» — порядка 1000 руб. За более мелкие таблички просит от 350 рублей.

В сентябре текущего года было произведено 207 знаков, 56 указателей и щитов, а также 27 домовых табличек. На всем этом Антон заработал 220 тыс. руб. Порядка 70 % из этой суммы — себестоимость. Больше всего занимают траты на оплату труда двоих сотрудников (по 50 тыс. руб в месяц) и покупку материалов (около 74 тыс. руб). На оплату аренды и рекламу уходит соответственно по 7 и 5 тысяч. Налоговая часть по УСН «доходы — расходы» (15 %) ежемесячно «съедает» порядка 12 тыс. руб. Таким образом, чистая прибыль — всего 17 тыс. руб.

В 2016‑ом году молодой бизнесмен принял решение сделать бизнес на юрлицо (ООО «Атон»). На данный момент времени он занят ремонтом нового помещения для организации производства и планирует покупку листозагибочного станка, дабы своими силами подготавливать заготовки для знаков. Так ему удастся понизить себестоимость продукции на 15 % и сделать ее более конкурентоспособной, ведь сейчас предприниматель не может брать оптовые заказы, достающиеся прямым конкурентам.

Российский рынок знаков

Вот уже несколько лет Антон Голубев ведет бизнес, зарабатывая на частных заказах по несколько десятков наименований, что не слишком интересно для крупных производителей. Например, в его родной Туле основным поставщиком дорожных знаков сейчас является «ТрансСигнал», участвующий в электронных аукционах и поставляющий свою продукцию государству. Маленькое производство Антона просто не может блокировать крупные денежные суммы, дабы обеспечить контракты и заявки. Кроме того, стоимость знаков у «ТрансСигнала» и прочих крупных конкурентов ниже, чем выставляет «Сотос», и это Голубев признает. К примеру, простейший «треугольник» с весьма интересной надписью «Осторожно, дети» (А — пленка) в «Сотос» стоит 650 рублей, а у московской компании «Оптима Сервис» — всего 599 рублей.

Так что Антону Голубеву есть, к чему стремиться, ведь производство и установка знаков — огромнейший рынок. Например, осенью 2015‑го года московским Центром организации движения на дорогах был устроен конкурс на проведение демонтажа изношенных и установку новых дорожных знаков — почти 240 000 штук на сумму более 127 млн руб. Конкурсы на суммы поменьше регулярно проводятся и областными учреждениями, поддерживающими порядок на дорогах: за последние два года на сайте госзакупок висело около четверти сотни закупок подобного плана.

Немного «знаковых» цифр:
  • 0,8 мм — такова оптимальная толщина стального листа, использующегося для производства знаков
  • 900 руб — усредненная стоимость одного знака от «Сотос»
  • 30 % — рентабельность бизнеса по изготовлению знаков
  • 50 — дорожных знаков таков максимум изготовления на производстве за один день
  • 207 — столько знаков было изготовлено в цеху за сентябрь 2016‑го года
  • 1050 см — такова длина стойки, на которой прикрепляется знак