Знаковым для компании «Лаборатория 24» стал 2015‑й год, ведь именно в этом году организация выпустила серию книг и раскрасок с рабочим названием Devar, которые за короткое время стали популярны во многих странах мира и принесли своим создателям хорошую прибыль. Всего через полгода после запуска проекта было продано порядка полумиллиона необычных книг.

Бренд Devar распространяет свою продукцию в более чем двадцати странах по всему миру. Компании, во главе которой находится управляющая Анна Белова, понадобился всего один год, чтобы стать одним из лидирующих игроков рынка AR.

Как сайт за рубль принес многомиллионный доход

Педагогу по образованию Анне Беловой в свое время довелось работать в одной из общественных организаций города Тулы. Однажды, во время очередного городского мероприятия, она познакомилась с людьми, которые в дальнейшем стали ее партнерами по бизнесу, — Андреем и Виталием. Андрею Комиссарову на то время хотелось изменить вид своей деятельности и перейти от ремонта офисных сооружений к работе с сайтами, а Виталий Аверьянов уже успел зарекомендовать себя как хороший IT-специалист.

Сложившаяся команда выбрала для компании название — «Лаборатория 24». Изначально ребята развивались в качестве веб-студии, но прибыли это приносило немного, поскольку в данной области сверхвысокая конкуренция. Благодаря выигранному тендеру, который был объявлен в 2013 году, компания получила заказ от Государственного Кремлевского дворца. Необходимо было создать сайт для этой организации. Выиграть команде удалось благодаря разумному ходу: была разработана грамотная концепция сайта и обозначена стоимость работы — всего один рубль.

Естественно, прямой материальной выгоды от этой работы компания не получила, но и стратегический расчет был направлен совсем на другое. Портфолио пополнилось серьезным клиентом, благодаря которому о «Лаборатории 24» стали говорить в среде крупных потенциальных заказчиков. После такой хитро организованной «приманки» компания стала получать серьезные заказы. Выручка лаборатории возрастала и к 2013 году достигала уже отметки в несколько миллионов рублей.

Интересный заказ поступил в 2014 году. Необходимо было присоединиться к команде, занимавшейся разработкой ПО для роботов, которые должны были применяться на атомной электростанции. Студия отвечала за совмещение видео, снимаемое роботом непосредственно во время его пребывания в реакторе, с экраном оператора. Эти данные должны были идти поверх картинки. Такое задание было действительно стоящим и интересным. Команда хорошо справилась с поставленной задачей и приобрела помимо денежного вознаграждения еще и ценный опыт, новые знания.

В «Лаборатории 24» решили, что оставлять такой опыт невостребованным в дальнейшем никак нельзя, и поэтому необходимо преобразовать полученные знания в дело, которое принесет еще больше прибыли. В связи с этим в 2015‑м году и появилась на свет новая технология дополненной реальности (AR). Благодаря этой технологии существующие в виртуальном пространстве объекты соединяются с реальными, и осуществляется это посредством самых обычных устройств.

Наиболее ярким примером применения такой технологии является модное игровое приложение Pokemon Go.

Исключительный бренд Devar

Анна Белова говорит, что задолго до появления технологии AR, разрабатывая бренд для развивающихся направлений, команда никак не могла придуамть наиболее подходящее название, для которого в итоге выбрала слово «devar». Это слово удобно произносить, оно не режет слух и хорошо запоминается, к тому же с санскрита переводится как «исполнение желаний». Позже команда была очень удивлена, когда созданная новая технология получила название Augmented Reality и обозначилась аббревиатурой AR. Ведь название «Devar» как раз делится на DEVelopment и AR — Augmented Reality.

Зимой, в 2015‑м, компания оформила свой бренд документально и пустила в производство необычные книги и раскраски. Изюминка этих изделий заключалась в том, что в них можно было «вдохнуть жизнь» с помощью специальной программы, которая устанавливается на смартфон или планшет. Таким образом, сказочные животные получали способность двигаться, издавать звуки и даже реагировать на человеческие движения рук. Любой желающий при наличии специального приложения под названием Devar Kids, которое можно загрузить на свое устройство с AppStore или Google Play, и специальной книги может оживить существо, нарисованное на бумаге, и переместить его в реальное пространство.

Уже в конце весны того же 2015‑го года стартовали продажи новой продукции. На отечественном рынке и за рубежом в течение полугода было реализовано около полумиллиона единиц продукции. Закупки одного дилера могли составлять стоимость в 350 тысяч рублей. Помимо хорошей выручки от своих закупщиков компания также получала рекламу и продвижение продукции в регионах. Необычные книжечки и раскраски получили популярность не только в реальности, но и в Сети. На YouTube стали активно появляться разнообразные мастер-классы о том, как работает новинка. Анна Белова считает, что правильным было решение не выходить сразу в Сеть, а дать возможность оценить потенциал проекта реальным партнерам. В противном случае, как считает Анна, книги могли бы и не достигнуть набранной популярности.

В настоящее время бренд Devar Kids активно сотрудничает с большим количеством магазинов, книжных сетей и гипермаркетов. Компания уже издала AR-энциклопедию, многоязычные азбуки, «живые» тетради, 11 сказок и 26 раскрасок. В среднем одна единица товара стоит 300 рублей, а рентабельность всего вышеперечисленного — четыреста процентов от себестоимости. Продукция компании уже распространилась на 28 стран Европы и Азии, а в будущем планируется выход на рынки Северной Америки.

Глава издательства «Росмэн» Борис Кузнецов отмечает, что продукция с AR уже несколько лет была известна за границей на тот момент, как в России только появился такой бренд, как Devar, который и адаптировал технологию для отечественных условий. По мнению Андрея Баева, управляющего директора Bookmate, Devar — безусловно, один из лидеров этого направления, но перед брендом все еще стоит долгий путь развития и совершенствования.

Некоторая продукция Devar впервые появится не на российском рынке, а за границей. Это касается, к примеру, раскраски для взрослых Lost Civilization: Maya, которая впервые будет запущена в Европе.

Полифункциональность бренда

«Лаборатория 24» решила, что не стоит ограничиваться только существующим ассортиментом, и создала сразу несколько категорий товара Devar: Kids, Art, Toys, Education. Все эти разновидности продукции едины в одном: они производятся по технологии AR.

Несложно понять, что под категорией товаров Devar Kids подразумеваются книги, раскраски и тетради. Devar Toys — все, что касается детской продукции: книги, игрушки и т. д.; Devar Education — товары из сферы образования, всевозможные AR-пособия для детей старше 12‑и лет. Такие учебные материалы позволяют школьникам как можно глубже погрузиться в образовательный процесс, ведь форма, в которой подается учебный материал, заинтересовывает детей и пробуждает желание познавать новое.

О Devar Art следует рассказать подробнее. Речь идет о технике объединения реальных объектов с виртуальными, для того чтобы создавать дополнительную реальность. Благодаря такому ноу-хау появляется возможность восстановления утраченных ценностей и несохранившейся архитектуры в первозданном виде.

Такому проекту рады в музеях и на всевозможных выставках. Например, однажды данным ноу-хау воспользовался Новгородский музей, в котором экспонировали AR-версию знаменитой иконы Божьей Матери. Событие вызвало большой общественный резонанс, настолько картинка была реалистичной.

Начиная с 2014 года компания вложила в свой бренд более двух миллионов долларов и выпустила свыше восьмидесяти наименований продукта. Таким образом, годовой оборот компании составил 150 миллионов рублей. В 2016 году бренд Devar в среднем приносит своим владельцам прибыль в размере 15‑ти миллионов рублей в месяц. Планируется, что к концу 2016 года эта цифра возрастет до 40 миллионов.

Анна Белова отмечает, что технология AR может применяться в различных сферах, о чем свидетельствует разнообразие работ, выполненных компанией. Интересными примерами воплощения AR-технологий являются стенд правительства Тулы, который необходимо было оформить на Каннской выставке MIPIM, или презентация знаменитой рукописи «Войны и Мира», также выполненная в формате AR.

Недавно компанией была запущена франшиза проекта Devar Kids. Предпринимателю предоставляется некий инструмент, содержащий набор заданий, которые могут принимать форму разнообразных «квестов», сопровождаемых подробными инструкциями, разъяснениями и справками. Также пользователь всегда может связаться с менеджером для получения помощи. Стоимость такого пакета — 350 000 рублей, окупается он уже за пару месяцев благодаря высокой доходности продукта.

Команда «Лаборатории 24»

В самом начале «Лаборатория 24» состояла из четырех человек, а на сегодняшний день в ее штат входят 150 сотрудников, которые трудятся на благо компании во всех уголках России. Главный костяк производства располагается в Тульской и Калужской областях. Компания может похвастаться собственным исследовательским центром, который находится в Санкт-Петербурге, а в столице России налажена печатная линия. Во многих других регионах страны в удаленном режиме работают различные специалисты: художники, программисты, дизайнеры.

Работа персонала компании контролируется по технологии kpi, а это значит, что, если сотруднику удалось выполнить поставленную перед ним задачу быстрее определенного срока, он может использовать оставшееся время по собственному усмотрению. Когда работник не укладывается в сроки, ему грозят сверхурочные задания. При всем этом руководство «Лаборатории 24» считает, что в коллективе должна царить атмосфера доброжелательности, понимания и взаимовыручки, а график должен быть свободным и щадящим.

Главные ценности проекта

Особая ценность продукции Devar состоит в том, что все эти пособия и игрушки обеспечивают обучение, расширение фантазии ребенка, его кругозора. Сотрудничество компании с креативной группой «Умная Маша» привело к созданию проекта, состоящего из четырех книг с историями о Смешариках, в которых поднимаются серьезные и даже в какой‑то мере философские вопросы.

Анна Белова заявляет, что она вместе со своей командой по‑настоящему гордится каждой работой, которая была выпущена их компанией. Наиболее ярким проектом она считает «Азбуку 2.0», в создании которой принимало участие множество специалистов, включая и знаменитостей, занимавшихся озвучкой персонажей книги. Анна считает, что работа компании и продукция, выпускаемая под брендом Devar, в какой‑то степени меняют мир в лучшую сторону.