– 25-26 сентября в Тюмени прошел уже шестой бизнес-форум «Дни знаний для предпринимателей». Расскажите, с чем вы связываете его востребованность?

– Форум начинался в зале университета на 100 человек, а сегодня это 1500 участников за один день! За 6 лет проведения «Дней знаний для предпринимателей» мы поняли: отвечайте на актуальные вопросы бизнеса, и форум будет востребован.

– Цель форума — развитие предпринимательства в регионе. Какие ещё цели ставит перед собой Тюменское региональное отделение «Деловой России»?

– Мы ставим перед собой целью улучшение климата для ведения бизнеса и развитие бизнес-среды. Во-первых, нам бы хотелось, чтобы развивалась культура ведения бизнеса, чтобы каждый предприниматель осознавал свою роль в развитии экономики региона и понимал, что он — это не только налоги и рабочие места, он — это лицо региона и олицетворение современного предпринимательства. И вторая общая задача — презентация нескольких законодательных инициатив: в этом году на форуме приезжает депутат Госдумы Виктор Зубарев. Кроме того, одна из площадок форума посвящена улучшению инвестиционного климата в регионе. На этой секции предприниматели получают возможность задать вопросы представителям власти и рассказать о проблемах, которые существуют сегодня при взаимодействии с регулирующими организациями.

– Форум носит образовательный характер: что нового может узнать участник «Дней знаний для предпринимателей»?

– Ежегодно мы повышаем уровень спикеров и выбираем актуальные на сегодня темы дискуссий. К примеру, секция интернет-маркетинга: сегодня недостаточно иметь сайт, сайт должен продавать и приводить реальных клиентов. Сейчас молодые компании, которые имеют качественный интернет-маркетинг, обходят в результатах компании с большим стажем и большими связями.

– Как форум влияет на развитие предпринимательства в России? Вы ведете какую-то аналитику? Как изменяется среда тюменского бизнес-сообщества, каких результатов удалось добиться за 6 лет?

– Наша цель — изменение условий ведения бизнеса в целом, поэтому приведу такой пример. В 2015 году в рамках форума мы проводили обучение по теме «Клиентоориентированность и сервис для сотрудников фронт-офиса (сотрудники, работающие на первой линии с посетителями – прим. редактора) ресурсонабжающих и регулирующих организаций». Сегодня контрольные закупки показывают, что на звонки отвечают быстрее, на запросы реагируют более гибко, к каждому позвонившему обращаются по имени, и в целом прослеживается тренд повышения качества сервиса. Это говорит нам о том, что улучшение инвестиционного климата — это всегда совместная работа правительства и предпринимательства, и в этом процессе никто не должен оставаться в стороне.

– Одна из площадок форума — «Женское предпринимательство». Расскажите, с какими особенностями сталкивается женщина в бизнесе?

– По моему мнению, принципиальное отличие женщины в бизнесе — в способе его ведения. Могу предположить, что женщине больше свойственны такие качества как гибкость, покладистость, мудрость, смирение. С другой стороны, у женщины могут быть амбиции и хорошая деловая хватка. Благодаря этим качествам женщина в бизнесе может достигать высоких результатов. Разумеется, никто не отменял личной жизни, семья, спорт, забота о себе.

– Женщина XXI века — какая она? Как современной женщине найти баланс во всех сферах жизни?

– Над балансом надо работать. Нужно прокачивать компетенцию организации своей жизни таким образом, чтобы все были счастливы: муж, дети, близкие, команда, клиенты. Роль женщины сильно изменилась, еще лет 100 назад женщина домохозяйка выполняла такой круг задач, который современным домохозяйкам даже и не снился, по сравнению с ними, даже современные женщины предпринимательницы просто бездельницы. Если надо, могу конкретнее: подъем в 5 утра, животные если есть, завтрак, стирка, уборка, обед, еще детей семеро по лавкам, все сама и все руками, это если крестьянская семья. Если это жена дворянина, то у нее домашнего персонала только человек 7, домашний бюджет на ней, закуп продуктов, постановка задач и оценка результатов если хотите — чем не малый бизнес? При этом она еще должна владеть несколькими музыкальными инструментами, читать стихи, знать иностранный язык, организовывать обучение детям и прекрасно выглядеть. Я думаю, женское предпринимательство будет развиваться тем больше, чем больше у современных женщин свободного времени от бытовых хлопот, потому что энергии и ума для этого у женщины точно достаточно.

– Можете дать ТОП-3 совета из вашей практики или поделиться секретами, которые помогут в достижении бизнес-целей не только женщинам, но и мужчинам?

1. Найти свою уникальность, бизнес-уникальность.

2. Найти своих менторов, они должны быть успешнее вас во всех тех вопросах, в которых вы хотите прокачаться.

3. Забыть о том, что вы жертва обстоятельств. Вы хозяин своей жизни и лично отвечаете за все, что в ней происходит.