После этого был озвучен проект Нового морского Шелкового пути XXI века, создан Фонд Шелкового пути для проектных инвестиций, разработан план действий под названием «Один пояс — один путь», а также произошло сопряжение Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Однако, несмотря на активное обсуждение инициативы, свет так и не увидел конкретных действий по созданию какоголибо реального объединения.

В России с Китаем связывают большие надежды. Поворот на Восток внес в повседневную жизнь россиян мысли о будущем активном развитии экономики страны благодаря китайским инвестициям и инновациям. Но что же мы имеем на сегодня? По сути, сотрудничество России с Китаем можно условно разделить на три этапа. Первый — розовый: это наши ожидания и уверенность, что мы как никогда близки с Китаем, а поэтому у нас все получится легко и быстро. Второй этап — серый: это время, когда наши ожидания наткнулись на суровую реальность, в которой у китайцев оказались свои собственные интересы, оказалось, что российская экономика даже после падения цен не вызывает большого интереса, а общение с китайцами требует особой подготовки и проработки материала. Наконец, последний этап — черный: это время нашего разочарования, когда наши желания не совпали с возможностями, а фантазии, воспринимаемые как реальность, окончательно улетучились. При этом в качестве успокоения мы убедили себя, что китайцы — сложные переговорщики, и это автоматически в одностороннем порядке снимает с нас вину за неудачу.

Проблема Шелкового пути схожа с любой другой проблемой взаимодействия с Китаем. Воспринятый изначально с энтузиазмом, сегодня этот вопрос скорее поднимается как указание на глобальность Евразийского экономического союза. Однако если смотреть на инициативу Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) с той спецификой, как на нее смотрят в Китае, то у России в целом и Тюмени в частности появляются дополнительные возможности к развитию.

Так, ответ на сложный вопрос по ЭПШП заложен в его наименовании, а именно в слове «инициатива». Так, Большой энциклопедический словарь русского языка указывает, что инициатива — это почин, первый шаг в каком‑либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких‑либо действиях. Вместе с этим китайское правительство отмечает необходимость использования именно термина «инициатива» для обозначения ЭПШП. Вместе с этим описание инициативы китайским правительством больше напоминает философию развития, чем проект.

Вместе с этим Фонд Шелкового пути уже совершил крупное вложение в проект Ямал СПГ, однако не стоит считать это инвестиционным прорывом. Ямал СПГ изначально являлся проектом, заточенным под международные инвестиции.

Наконец, отметим, что выгода Транссиба в транзите товаров из Китая в Европу была актуальна до 2015 года, до образования Евразийского экономического союза. Теперь транзит выгоднее осуществлять через Казахстан, при пересечении Российской границы в районе Оренбурга.

Таким образом, нам необходимо надяться на успех инициативы ЭПШП и успех сопряжения с ЕАЭС. Впрочем, самим тоже не стоит плошать. Нужно развивать диалог и философию развития в рамках этой инициативы, которые направлены на открытость и сотрудничество. У данной инициативы нет границы, нет рамок и нет строгого ограничения. Поэтому Шелковый путь может связать Тюмень и Китай, однако для этого нужна четкая эффективная стратегия и ее выполнение.

Владимир Нежданов, руководитель тюменского отделения Дома российско-китайской дружбы