Современный мир меняется очень быстро. Ежедневно появляются новые технологии, новые способы передачи информации и коммуникаций, меняется демографическая ситуация, меняется структура потребительского спроса. Одни изменения порождают другие — и так с все возрастающей скоростью. С одной стороны, часть этих изменений упрощает ведение бизнеса (вы можете мгновенно связаться с человеком, находящимся практически в любой точке мира, быстро найти интересующую вас информацию).

С другой стороны, некоторые из этих изменений усложняют его (если вы — производитель, то изменения в технологиях у конкурентов, быстрые изменения потребительского спроса могут быстро вас разорить).

Контролировать процесс изменений, которые происходят во всем мире, вам, конечно, не удастся. И предвидеть их, если вы не медиум, также не дано. Однако вам под силу самим создавать выгодные для своего бизнеса изменения, и управлять ими.

Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией, когда бюджеты на рекламу и продвижение в интернете увеличиваются с каждым месяцем едва ли не в геометрической прогрессии, но так и не приносят желаемого результата. Было? Мы на 90% уверены, что было. Обычно это происходит из-за неправильного использования инструментов продвижения и рекламы. От рекламы в социальных сетях нередко нет отдачи? Скорее всего, неверно определена целевая аудитория. Акция не сработала? Возможно, стоит заняться репутацией бренда. Совсем нет продаж? Тут необходимо плотно поработать над собой. Чтобы решить данные вопросы, нужна маркетинговая стратегия.

Маркетинг в современных реалиях развития бизнеса выдвинулся на первый план. Маркетинговые стратегии играют огромную роль в деятельности предприятия и фактически являются необходимым элементом любого успешного бизнеса.

Маркетинговая стратегия — это подробный план действий по увеличению прибыли вашего бизнеса. Это основополагающая стратегия развития всего вашего дела! Она включает в себя пошаговую инструкцию по достижению поставленных целей, будь то генерация заявок или формирование узнаваемости бренда. Маркетинговая стратегия составляется с прогнозированием в среднем на год или другой заданный период времени. Кроме того, стратегия должна регулярно обновляться и дорабатываться, ведь чем понятнее и актуальнее она будет, тем больше прибыли вы сможете получить.

 

Кому нужен маркетинговый план?

Вам. Именно вам, ведь только вы заинтересованы в успехе собственного бизнеса. А без стратегии едва ли возможно удержаться на рынке.

 

Кому нужен ваш товар/услуга?

Разработка маркетинговой стратегии, в первую очередь, подразумевает определение целевой аудитории (аватары клиентов), то есть групп людей, которые являются вашими потенциальными клиентами.

Представьте, что ваш бизнес — продажа декоративной косметики. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, вы не можете сказать, что ваша ЦА — это все женщины в возрасте от 18 до 70 лет. Во-первых, просто не каждая представительница прекрасного пола пользуется декоративной косметикой. Во-вторых, далеко не все могут позволить себе именно ваши продукты, а ведь вы занимаетесь только элитными брендами. Поэтому сразу отсекаем тех, чей доход составляет менее 50 000 рублей. Пенсионерки тоже прочь из списка. В-третьих, ваша косметика состоит только из натуральных ингредиентов, поэтому может вызывать аллергические реакции у людей с чувствительной кожей. В-четвёртых… хотя, пожалуй, и этого достаточно для примера. Вы уже почувствовали, как сузился круг потенциальных клиентов? Выбирая нишу на рынке, вы сразу ограничиваете и свою ЦА. Поэтому в идеале даже самый первый бизнес-план уже должен включать тщательно продуманную маркетинговую стратегию.

 

Что вы предлагаете?

Без чёткой формулировки УТП (уникального торгового предложения) не ждите успеха. Вы должны понимать, чем ваш товар или услуга кардинально отличается (в лучшую сторону, конечно же) от того, что предлагают конкуренты. И эти преимущества необходимо донести до ваших клиентов.

Ещё один пример: допустим, вы продаёте лекарственные травы через интернет. Нет, не те, которых полно в каждой аптеке. Ваши товары из самых экологически чистых районов страны поставляются прямо на дом к заказчику в герметичной и стильной упаковке, которая надолго сохраняет все свойства трав. Доставка осуществляется бесплатно по всему миру. В качестве бонуса клиент получает консультацию фитотерапевта на вашем сайте. Также возможен заказ экзотических трав и суперфудов последнего урожая. Впечатляет? Впечатляет. А ЦА уже определили?

 

Где искать клиентов?

Геолокация — ещё один немаловажный фактор в развитии вашего бизнеса. Если у вас есть только небольшая команда специалистов, которые быстро и качественно устанавливают пластиковые окна, то бессмысленно рекламировать свои услуг на всю страну. Вы же не повезёте стеклопакеты из Владивостока в Калининград!

Определите границы своих возможностей. Если у вас интернет-магазин автохимии с миллионами позиций, то смело работайте по России и СНГ. Но если у вас небольшая семейная пекарня, то даже попытка выйти за пределы города может оказаться рискованной для бизнеса.

От вашего географического местоположения будет напрямую зависеть выбор каналов продвижения. Грубо говоря, интернет-магазину — контекст по РФ и SMM, маленькой пекарне — реклама на местном радио и флаеры с купонами на скидку.

Помните, что вам необходимо чёткое позиционирование своего собственного бизнеса. Вот зачем так нужен маркетинг и тщательно проработанная маркетинговая стратегия: помимо прочего она подскажет, где лучше «ловить» вашего клиента — онлайн или офлайн? В VK или FB? С помощью контекстной или медийной рекламы?