Давайте по порядку.
Из чего складывается управленческая стратегия?
Во-первых, необходимо, чтобы ваша система не зависела от человеческого фактора. Это означает, что в ней должны присутствовать все необходимые алгоритмы. Чтобы любой сотрудник мог в случае необходимости использовать эти алгоритмы для обеспечения бизнес-процессов. Возьмём, к примеру, работу склада. Что будет, если кладовщик заболеет или уйдет в отпуск? Где что искать? На какой полке лежит заказ для клиента, который нужно отдать «вчера»? Вот здесь очень поможет схема расположения товаров на складе.
Второй элемент — это принцип упрощения. Ставить задачи сотрудникам необходимо максимально чётко. Задачи не должны противоречить друг другу и заставлять сотрудника выбирать. Потому, что выбирать — это «сложно». Да и в конечном счете, вы тоже заинтересованы, чтобы сотрудник работал эффективно. Например, нужно ли давать менеджерам по продажам задание искать поставщиков товара, который вы продаёте?
Третий элемент системы — это преемственность. Каждый новый сотрудник должен проходить путь: Адаптация (принятие коллективом и принятие коллектива) — Обучение (здесь необходимо понимать, что лучший вид обучения — это наставничество. Для этого нужно разработать соответствующую систему мотивации) — Аттестация (проверка знаний и навыков, которую, кстати, не помешает проводить и со «старенькими» сотрудниками).
Четвертый — это принятие ответственности. Важно, чтобы каждый сотрудник осознавал, а не просто знал зону своей ответственности. Это необходимо для качественной работы всех подразделений и правильной, отлаженной работы всех бизнес-процессов. Например, на производстве, если, скажем, мастер по печати, осознает, что вся готовая продукция, которая находится в цехе, — это его зона ответственности, то он будет следить за тем, чтобы складировать её так, чтобы никакие повреждения (в виде дождя и снега) ей были не страшны.
В-пятых, — это обратная связь. Для чего она необходима? Когда у сотрудников есть возможность задать вопрос или внести какие-то предложения директору, они ощущают свою значимость. А вам, как руководителю, это помогает лучше выстраивать управление и иметь представление о деталях процессов. А «дьявол» — в деталях, как говорится.
Мотивацию и систему контроля можно выделить как отдельные элементы системы управления. А кроме этого существует ещё и корпоративная культура…. Но об этом — в следующих статьях.
Антон Сергеевич Тарасов, эксперт по управленческим технологиям