Вчера, 8 июня 2016 года, Министерство спорта опубликовало приказ, согласно которому киберспорт вносится в реестр официально признанных видов спорта в России. Приказ о признании «компьютерного спорта» вступит в силу спустя 10 дней после публикации документа. 

2000-й год. Мы с друзьями, такими же 8-9-классниками, как и я, идем в ночной клуб. Обычно, это компьютерный клуб, но с покупкой ночного абонемента он становится ночным компьютерным клубом. 8 часов боевых баталий с парой-тройкой выходов на улицу…и, на рассвете, мы счастливые отправляемся домой. Тренироваться к следующему турниру. В те времена, когда интернет был модемным (либо ADSL), компьютерные клубы были очень популярны: скоростей для игры онлайн не хватало.

В тот же год Samsung стала первой компанией, решившей быть спонсором и организатором крупнейшего на то время международного соревнования World Cyber Games. Мероприятие было настолько крупным, что даже в Тюмени проходили отборочные соревнования за право попасть в Японию и Корею на финал.

А сколько воспоминаний с этим связано: тусовки геймеров в клубах, ночные просмотры трансляций, победы наших спортсменов...

Спустя 10 лет компания признала, что эффект от проведения этих соревнований оказался ниже предполагаемого и в 2012 году прошел последний WCG. Параллельно были прикрыты еще несколько крупных геймерских турниров по играм Quake, Counter-Strike, World of Warcraft, Fifa, Need for Speed.....

А сколько перестало работать киберспортивных порталов во главе с Cyberfight.ru, имевшим более 10 лет истории. Казалось, это был закат киберспортивного движения. Спонсорам это было неинтересно: аудитория слишком молодая, без денег, организаторы работали в основном на энтузиазме.

Но уже в 2011 году случилась бомба - компания Valve организовывает турнир International по игре Dota2 c призовым фондом $1,6 млн. Это были сумасшедшие деньги для киберспортивных турниров. Самый крупный призовой фонд на то время был у World Cyber Games 2010 - $500 000.

Бюджеты киберспортивных соревнований выросли в 40 раз за 6 лет.

Победитель International - команда в 5 человек из Украины берет получает чек на $1 млн!  В 2013 призовой составляет уже $2,8 млн, в 2014 - $10,9 млн, в 2015 - $16,8 млн.

А в конце 2015 года мир облетела новость о том, что Алишер Усманов планирует вложить $100 млн. в российский киберспортивный проект Virtus.pro, который существует уже больше 10 лет и имеет огромное количество побед на разных турнирах. Что называется, дождались… А сколько было ребят, которые годы посвятили киберспорту, но не дождались.

На дворе 2016 год, 20 дней назад был объявлен старт продаж билетов и регистраций на турнир International и уже сегодня призовой фонд собрал свыше $10 млн., итоговый чек ожидается в районе $20-25 млн. Это в 40 (!) раз больше, чем самый большой призовой фонд WCG 2010.

И, конечно же, главная новость: киберспорт признан официальным видом спорта в России. Это уже случалось 15 лет назад, но в 2006 году решение обнулили.  

Автор: Денис Шевченко, генеральный директор компании «ПромоТрейд»