Конгресс проводился в рамках проекта «Развитие системы наставничества на предприятиях и организациях России». Среди целей конгресса — систематизировать примеры лучших практик и документального обеспечения по развитию систем наставничества, обсудить законодательное регулирование данной сферы.

Как отметил модератор пленарного заседания депутат Госдумы Андрей Ветлужских, член комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, на дискуссионной панели речь шла «о важности утверждения правового статуса наставника, необходимости координации на российском уровне вопросов обмена опытом, сбора лучших практик, повышения престижа наставничества, внесения вопросов в учебные планы учебных заведений и так далее. Многие высказываются о необходимости создания общественной структуры, которая будет мотором этой деятельности».

Продолжил эту мысль Андрей Руцинский, главный федеральный инспектор по Тюменской области аппарата полпреда в УрФО: «Сегодня для экономики нашей страны как никогда важны квалифицированные кадры не только в инженерно-технических и рабочих профессиях, но также в сфере инноваций и информационных технологий. Воспитание достойной рабочей смены в любой отрасли невозможно без преемственности поколений, и здесь особую роль играет проверенная временем традиция наставничества. О ее важности неоднократно говорил Президент России. В декабре 2013 г. на заседании Госсовета глава государства подчеркнул, что «это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»… Каждый наставник — это человек, который формирует будущее своей профессии. И от того, насколько качественно он сможет передать знания, которыми обладает, своей смене, зависит успешное развитие экономики Российской Федерации».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло в своем выступлении рассказала о важности единой системы наставничества в бизнесе, преемственности поколений и стратегическом эффекте работающей системы наставничества. Она отметила, что часто сталкивается с тем, что в любых сложных предпринимательских ситуациях выигрывают коллективы с наиболее сильным корпоративным духом и наличием внутренних наставников. Поддержал ее мысль и депутат Тюменской Облдумы, вице-президент ТРО ООО «Опора России» Эдуард Омаров, отметив, что они очень много занимаются вопросами наставничества для молодежи. Существует региональная работающая программа Scale up, позволяющая молодым специалистам проходить этапы самоопределения и профориентации на этапе выбора профессии или углубления профзнаний.

О важности учета опыта наставничества и практикоприменимости тех знаний, которые специалисты получают в ВУЗе говорил президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин. Он рассказал о том, что очень многие представители бизнеса сетуют на то, что ЗУНЫ, которым обучают студентов вузов часто далеки от реальной деятельности предприятия и приглашать студентов на практику становится дорогим и не всегда целесообразным удовольствием. Необходимое постоянное плотное взаимодействие представителей бизнеса и преподавателей руководства вузов для формирования базового «пакета высшего образования». Однако парировала на эту тему Надежда Мазуркевич, директор департамента труда и занятости населения Тюменской области. Она отметила, что существует государственная программа поддержки стажировок молодых людей на предприятиях и финансирование их практики за счет государства для более грамотного и быстрейшей адаптации молодежи на реальных производствах.

Владимир Коваленко, президент Ассоциации выпускников Уфимского государственного нефтяного технического университета, председатель Правления Центра наставничества Республики Башкортостан в свою очередь рассказал об опыте и схеме поддержки наставничества на предприятиях своих выпускников. Продолжил данную тему Алексей Рытов, ректор государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский институт открытого образования» - представитель Правительства Москвы рассказав о менторском сопровождении управленческих кадров в системе московского образования. Он отметил, что на 80% работа большинства сотрудников зависит от искусства управления и наставничества. Задачи менторинга сегодня следующие:

1) создание банка менторов по отраслям на федеральном уровне;

2) разработка профстандарта «Ментор»;

3) расширение спектра программ для подготовки менторов;

4) создание профессиональных сообществ для менторов;

5) разработка инструментов и технологий дистанционного менторинга.

О стратегической важности для самого руководителя работоспособной системы наставничества говорили и действующие руководители предприятий. Ольга Петько, директор Уральского дивизиона ТС «Пятерочка» рассказал о том, что в их компании нахождение в системе наставничества это престиж для сотрудника, дополнительное развитие и условие карьерного роста, адаптация основанная на практике. Генеральный директор Национального центра производительности Сергей Смирнов из Санкт-Петербурга рассказывал о методике комплексного обучения в промышленности (TWI). Он высказал предложения по развитию существующих инструментов наставничества, которые обеспечивают повышение эффективности использования трудовых ресурсов; возможным методам стимулирования работодателей в использовании наставничества на своих предприятиях, а также анализу барьеров для распространения практики наставничества и путям их преодоления.

В секциях мероприятия приняли участие представители Международного сертификационного органа IMQ по России и СНГ, Агентства стратегических инициатив (Москва), Национального центра производительности (СПб), Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и РСПП (Москва), Ассоциации выпускников УГНТУ (республика Башкортостан) и крупнейших производственных и нефтяных предприятий страны.

На секциях участники обсуждали «Главные проблемы наставничества на предприятиях России и пути их решения», «Лучшие практики наставничества», «Кадровый резерв — профессиональная команда страны», «TWI — обучение в промышленности. Как выстроить поток квалифицированных кадров, предотвратить потерю ключевых и уникальных знаний и навыков и добиться улучшения операционных показателей», «Развитие системы наставничества на предприятиях и в организациях России. Опыт Ассоциации выпускников УГНТУ» (Башкортостан), Семинар: «Развитие навыков наставничества: инструменты, учебно-программное и учебно-методическое документационное обеспечение». Форсайт – сессия «Образ наставника». Мастер-класс: «Подготовка тренеров наставников по программе TWI – обучение в промышленности». Тренинг: «HR-игра MatriX Mentor – как инструмент разработки эффективной системы наставничества на предприятии». Круглый стол «Наставничество в образовании». Мастер-класс: «Взаимодействие школы и предприятия – поиск рационального решения». Обучающий «Наставники: не рядом, а вместе!».

В завершении Конгресса состоялась презентация открытых и готовящихся к открытию Центров подготовки наставников (федеральных и территориально-отраслевых), был озвучен предлагаемый принцип их работы.

По итогам Конгресса разработана резолюция, которая передана в Госдуму РФ для дальнейшей детальной проработки и выдвижения предложений органам исполнительной власти.

Мероприятие прошло при поддержке Правительства Тюменской области, Тюменской областной Думы, Объединение работодателей Тюменской области, Торгово-промышленной палаты Тюменской области.