- Маргарита, расскажи о себе: где училась, были ли в семье бизнесмены?

- Я родилась в Тюмени в семье предпринимателей, которая занималась сначала нефтяным бизнесом, потом торговлей. Всегда в семье главным девизом по жизни было надеяться только на себя, очень много работать, поэтому с детства помогала отцу во всех его бизнесах. Мы жили в Кургане, я училась в школе на физмате, планировала стать физиком. Но на момент поступления решила, что технические науки — это не мое, и поступила на юриспруденцию в ТюмГУ. Считаю, что это был один из первых правильных шагов на пути к той карьере, которую я сейчас развиваю, к тому бизнесу, которым я сейчас занимаюсь.

 

- Как юридическое образование помогло тебе в карьере?

- Юридическое образование пригодилось мне не тем, что я работаю сейчас юристом, а тем, что я понимаю систему. Юристы — люди очень системные. Не обязательно знать все, главное — знать, где посмотреть.

 

- Чем ты занималась после университета?

- После того, как я окончила университет, хотела пойти работать юристом, но попала в одну крутую компанию, где от юриспруденции отказалась очень быстро в пользу продаж: компания предоставляла финансовые услуги организациям. От помощника менеджера до директора одной из структур компании я провела там почти 5 лет, это была интересная работа, но, тем не менее, работа в офисе, где есть график, планы, KPI. Там был талантливый руководитель, который дал мне очень многое, но мне всегда хотелось заниматься творчеством. Любая возможность сделать что-то не по работе, которая не связана со звонками, табличками, любая корпоративная движуха всегда у меня вызывала интерес, я всегда этим занималась.

Когда я закончила свой путь в этой компании, меня пригласили на должность коммерческого директора в журнал, и там руководитель давала мне возможность заниматься творчеством в работе. Внезапно ощутила, как круто работать в медиа, понимать, как устроен маркетинг и пиар, впервые тогда с этими словами столкнувшись, поняла, что всегда интуитивно с этим работала.

В тот же год, когда я пришла работать в журнал, Андрей Зубов, руководитель продюсерского центра «Баzа» и автор «Медиаполиса», предложил мне должность менеджера в «Баzе», только начинавшей работать и состоявшей на тот момент из двух человек. Но тогда, еще не окрепнув в медиа, я решила, что мне нужна все-таки стабильность, оклад, хочу офис вокруг себя и пока что не готова заниматься этим очень новым на рынке направлением, с неизвестными мне тогда перспективами.

Но так сложилось, что в течение того года работы в журнале, я очень много пересекалась с ребятами из «Баzы», я им помогала, и все это меня больше и больше увлекало. Именно тогда я поняла, что мне не важно, в каком офисе я нахожусь и какой статус я при этом имею, мне интересно делать что-то крутое, важное, полезное, а я видела, какой контент выпускают ребята, и это было удивительно.

 

- Когда ты начала работать в продюсерском центре? В чем состояла твоя работа?

- Под Новый год, мы встретились с Андреем Зубовым, я сказала: «Да, я готова вступить в команду». Мы тогда начали работать вчетвером, у нас было две творческие единицы — оператор, монтажер и мы вдвоем с Андреем, который отвечал тогда за стратегическое развитие и привлечение новых заказчиков, а в моей зоне ответственности — система, финансы, сервис.

 

- Какие сложности встречались в начале вашего пути?

- Первое событие, которое у нас произошло в нашем бизнесе, — это была поездка в Москву: мы участвовали в тендере. Поехали туда вдвоем, хотя сейчас я прекрасно понимаю, что можно было бы и не ездить. Мы приехали, естественно, провалили этот тендер. Это был просто крах, но именно в тот момент я поняла, что через несколько лет я буду рассказывать об этом в интервью. Тогда я уже знала, что это только начало пути.

И было два очень сложных года, когда ты понимаешь, что тот бизнес, которым ты занимаешься, пока что не существует в принципе: есть свадебные видеографы, есть творческие ребята, занимающиеся режиссурой, есть операторы, есть отдельно монтажеры, но вообще рынка контента на тот момент в Тюмени не было. То есть, заказ приходил так: «Алло, Андрей, привет, нам нужно что-то поснимать». И мы пытались каким-то образом запустить брифы, понимать, что хочет заказчик, выделять целевую аудиторию этого заказчика, понимать, что это видео должно не просто нравиться покупателю из серии «годно или нет», оно должно работать на задачу. И, наверно, именно поэтому продюсерский центр «Баzа» спустя два года может уже похвастаться федеральными проектами, документальными фильмами и командой более чем 25 человек.

 

- Как появилась идея создания «Медиаполиса»? Почему именно коворкинг-проект?

- У Андрея появилась идея создать пространство для таких же, как мы. Мы прошли определенный путь становления компании на рынке, поняли, как нужно брать заказы и что на тюменском рынке есть такие люди, которых, например, в девяностых называли бы конкурентами. У нас теперь другой подход, ведь рынок развивается: у кого-то есть одни ресурсы, у кого-то другие, а в кино и видео очень важно набирать команду, и команда должна быть высококвалифицированной и из разных сфер. И это уже не конкуренты, это коллеги. Мы решили, что можем не только развиваться сами, но и помогать развиваться нашим коллегам, поэтому был придуман проект «Медиаполис». Мы вдохновились московскими и западными историями о коворкингах: люди, работающие в одних и тех же сферах, собираются и делают вместе классный продукт.

- С чего начинался «Медиаполис»?

- Мы разработали проект; все, что тогда у нас было — это просто логотип на визитке и понимание того, что все должно быть стильно, строго, монохромно. Мы знали, что самое главное — образование, которого в Тюмени сейчас очень не хватает. В области прекрасные опорные вузы, но преподают исключительно гуманитарные или технические дисциплины. Например, даже в журналистике не получают образования по SMM или каким образом работать с YouTube. То есть, вот эти инструменты, которые сейчас стали актуальны, не преподают у нас. А мы понимаем, что это как раз то, что позволяет людям из периферии соответствовать высоким стандартам столиц. В связи с этим мы разработали программу коротких интенсивов на 2017 год.

 

- Где вы брали финансирование для своего проекта?

- Сначала мы взяли кредит. За финансированием обратились в Департамент инвестиционной политики, в «Фонд микрофинансирования». В течение двух месяцев у нас проверяли документы, Андрей заложил все — это были первые стартовые деньги.

Затем мы стали рассказывать о своей идее, обратились к коллегам, которые тоже решили инвестировать в проект. И вот у нас получился такой «Медиаполис», который сейчас осуществляет проекты в образовании, медиа, кино, культуре, занимаемся организацией медианаправления «Студенческой весны», сейчас идет конкурс «МедиаСеть».

 

- Смогли ли вы за такой короткий промежуток времени выйти на прибыль?

- Нет, конечно. Но это все закономерно. Даже когда ты занимаешься творчеством, всегда есть место для экселевских табличек. Мы не бросались сломя голову брать кредиты, занимать деньги у родителей, выводя все средства на ремонт. Мы начали планировать: составили бюджет доходов и расходов, расписав свою деятельность на несколько лет. Поэтому у нас все идет по плану.

 

- Какие сейчас структуры у вас работают?

- У нас работают две структуры — это продюсерский центр «Баzа», который занимается коммерческими съемками, рекламой и который сейчас выходит на киноплощадку, активно взаимодействует с ведущими кинокомпаниями России. И в этом помогает «Медиаполис» как центр развития региональных медиа и кино, который развивает не одну частную компанию, а приглашает в этот волшебный мир кино всех, кто хочет и может поменять свою профессию, либо больше и глубже развиваться в медиа.

 

- В «Медиаполисе» основной доход вы получаете от сдачи оборудования и площади под работу. Есть ли еще какие-либо статьи доходов?

- Если говорить о доходах «Медиаполиса», то это его основные статьи. Также мы проводим платные интенсивы. А если речь идет о «Баzе», то это съемка коммерческих роликов.

 

- Расскажи о том, как вошла в Союз кинематографистов России. Как это повлияло на ваш бизнес?

- Это было большим шагом в кино для «Медиаполиса». Случилось так, что во время проведения пленума Союза кинематографистов меня пригласили рассказать о проекте «Медиаполис». Потому что для России этот проект является уникальным, когда в регионе появляется команда, готовая на профессиональном уровне поддерживать людей, занимающихся медиа и кино. Я показывала презентацию, слайды с нашим открытием и мероприятиями, после этого Никита Сергеевич Михалков сказал, что таких неравнодушных представителей регионов нужно принимать в Союз кинематографистов. И после этого мы с ребятами подали документы в Союз. В ближайшее время состоится заседание, которое проходит раз в год, и мы с Андреем Зубовым станем членами Союза кинематографистов России, которых на сегодняшний момент моложе 35 лет всего 105. Действительно, Союзу необходима новая кровь, новые молодые сотрудники, которые знают, на каком языке сейчас общается молодежь, потому что сейчас в Союзе средний возраст очень почтенный.

И после того, как мы познакомились с Союзом кинематографистов, и они приняли решение, что будут поддерживать проект «Медиаполис», к нам стали больше приезжать людей, связанных с кино непосредственно, — это Юрий Быков, Александр Молчанов, Петр Гланц.

- Можно ли сказать, что у «Медиаполиса» нет конкурентов в Тюмени?

- Не люблю это слово. Есть не конкуренты, а коллеги. В Тюмени существует несколько крутых пространств — это мультицентр «Моя территория», молодежный театральный центр «Космос», наш «Медиаполис». Это разные сферы работы с молодежью. Мультицентр занимается продюсированием сообществ, они, например, в числе большого списка мероприятий проводят конкурс «Моя идея», в котором мы с Андреем участвовали не один раз и получали свои первые грантовые средства на запуск проектов. «Космос»— это просто восхитительная площадка для молодежных театров. А «Медиаполис» — площадка, которая отвечает за развитие контента.

 

- Как вы набирали команду?

- Это было очень сложно — найти людей, которые будут работать не только за деньги, а потому что хотят сделать мир лучше. Сейчас в штате «Медиаполиса» 14 человек и огромное количество людей, которые находятся вокруг «Медиаполиса» — это волонтеры, которые работают на мероприятиях, в Медиашколе. Я не люблю слово «волонтеры», мы называем их «бэтменами», потому что это люди, которые спасают мир, которые могут заниматься всем, чем угодно.

У нас совсем мало правил. Например, я не выношу еду на рабочем месте, поэтому мы организовали столовую зону. Рабочий день начинается в 11 утра, чтобы выспаться и доехать без пробок на работу, а уходят все, когда захотят или когда у них закончатся задачи. У нас нет такого, что 6 часов — пора домой. Не регламентировано время обеда, ты можешь работать за любым рабочим местом, которое тебе нравится. Это все дает свободу творчеству, мы работаем не потому что должны, а потому что невероятно хотим.

 

- Как проходит твой рабочий день?

- Я просыпаюсь рано, прихожу на работу в «Медиаполис» чаще всего в 11, но встречи начинаются с 10 утра. В течение дня у меня порядка двух или трех встреч. Я решаю оперативные вопросы, взаимодействую с сотрудниками по финансовым документам, по каким-то съемкам. Есть как минимум полтора часа на стратегические задачи: я думаю о том, какими проектами мы будем заниматься в будущем. У меня работает несколько менеджеров проектов, и я придерживаюсь такого принципа: «не делай сам то, что может сделать другой человек». Это не потому что я не готова делать это сама, наоборот, я очень долго к этому себя приучала. Если ты все делаешь сам, то дважды поступаешь неправильно: первое — ты можешь потратить это время на что-то другое, более полезное, второе — ты просто не даешь другому человеку развиваться.

 

- Как вы планируете расширяться? Будет ли еще один «Медиаполис»?

- После того резонанса, который мы получили, выступив на пленуме Союза кинематографистов, очень много регионов хотели бы, чтобы «Медиаполис» открылся у них, но на текущий момент мы понимаем, что сейчас надо поработать вглубь. Сейчас то самое время, когда надо лучше продумать проекты, образовательную программу. Так что пока мы работаем не на количество, а на качество.