Смена обстановки — всегда стресс
— Андрей, поздравляем вас с назначением! Расскажите, чем вы занимались раньше?
— До 2010 года я жил в Ханты-Мансийске. Там я так же работал в правительстве: занимался протокольной работой с делегациями, обеспечением встреч губернатора. В 2010 переехал в Тюмень и устроился в департамент инвестиционной политики. Так как был опыт работы с иностранными и региональными делегациями, начал с позиции начальника отдела внешних связей. Через полтора года занял должность начальника управления инвестиционной политики, и с 2013 стал активно заниматься вопросами по улучшению инвестклимата. Работал с инвесторами и в других направлениях, задачей которых было создать условия для предпринимателей, чтобы бизнесом в Тюменской области было удобно и просто заниматься.
— Поделитесь, какие чувства вас посетили, когда вы узнали, что придется менять кабинет?
— Смена обстановки — всегда стресс. Мы же все находимся в зоне комфорта. Вот ты сидел в одном кабинете 6 лет, а потом тебе говорят: «Всё, собирай вещи, уезжаешь». Приходится покидать привычную среду, а это психологическая встряска. И даже лучшие условия, в которые тебе нужно переехать, пугают, к ним нужно привыкать. Но это очень полезно с точки зрения личностного развития да и просто мироощущения.
Я убежден, что передвижения в должностях нужны и полезны для карьеры любого человека, даже если это смена в горизонтальной плоскости. Когда в жизни появляется что-то новое, особенно если это новые знания, мозг начинает по-другому работать. Создаются нейронные связи, ты меняешься, иначе мыслишь. Изменения в жизни всегда полезны.
Расширение возможностей дало мне больше ответственности и драйв, потому что поле для работы огромное, и я могу сделать что-то полезное.
— Как считаете, почему на этот пост выбрали именно вас?
— Как вы видите из моей истории, я пришёл не с улицы. Я давно работаю в команде региона и имею большой опыт работы с инвесторами и инвестициями. С «Инвестиционным агентством» мы работали рука об руку, у нас были единые задачи без разделения «свой-чужой». Мы добились хорошей слаженной работы внутри нашей общей команды. Руководство региона посчитало меня достойным этой должности, и доверило её, за что я очень благодарен. Буду стараться оправдать это доверие и работать с удвоенной, даже утроенной, силой.
— Смена руководства — это естественный процесс или необходимость?
— Я думаю, с точки зрения цикла развития любой организации — это естественное явление и закономерный этап. Когда внутри есть устойчивая система, изменения происходят плавно, без критических потрясений. У нас была сформирована региональная команда правительства. Все эти люди разделяют одни и те же ценности, которые ставятся губернатором. Мы все — единомышленники, и работаем мы над одной целью: развитие региона.
— Ваша стратегия работы по развитию инвестклимата будет как-то отличаться от стратегии предыдущего руководителя?
— Стратегия остаётся той же и соотносится со стратегией руководителя региона: развитие экономики, создание новых производств и рабочих мест. В фонде сформирована очень хорошая команда профессионалов. Здесь перестановок никаких не произошло, и все добрые традиции, которые были установлены, мы продолжим. Что касается изменений, то будем только улучшать и усиливать наработки, которые были, искать источники повышения эффективности. Я придерживаюсь мнения, что нужно постоянно учиться чему-то новому, искать новые подходы, которые улучшат результаты.
Перспективы и изменения
— Я так понимаю, изменений ждать. Что это будет?
— Задач добавилось, потому что теперь в руках фонда объединены все функции работы с инвесторами. К примеру, раньше существовало разделение по инвесторам: проекты с инвестициями свыше 300 миллионов рублей сопровождались департаментом инвестиционной политики, до 300 миллионов — «Инвестиционным агентством». Фонд занимался малыми и средними проектами, а сейчас сотрудники «Инвестиционного агентства» будут помогать в реализации любых проектов и сопровождать их на всех этапах.
— Какие инвесторы вас интересуют прежде всего? Есть ли среди них представители других стран?
— Кто бы ни приезжал в наш регион, он всегда рассматривается, в первую очередь, как потенциальный инвестор. Если это посол или генеральный консул, мы ищем возможности через него выйти на бизнес той страны, которую он представляет. Не упускаем возможности привлекать и российских инвесторов, и крупные региональные компании. Активно работаем с местными предпринимателями, привлекаем и из соседних регионов: Курганской, Омской, Свердловской областей. Появился ряд проектов с участием северян, инвесторов из ХМАО. Например, недавно в поселке Муген Уватского района запустился завод по деревообработке.
Привлечение инвестиций в наш регион, создание новых производств — это всегда главное. Мы рады любому проекту, пусть даже самому небольшому, где нужен 1 миллион рублей. Мы будем заниматься им так же, как и тем, которому нужен 1 миллиард. Главное, чтобы появлялись новые проекты, создавались рабочие места. Таким образом, и экономика нашего региона будет развиваться дальше.
— Чем соблазняете инвесторов вкладываться именно в наш регион?
— В первую очередь соблазняем комплексным подходом административного сопровождения. Буквально берём инвестора за руку и проводим по всем процедурам. Максимально облегчаем решение вопросов, связанных с проектом, в том числе и получение разрешительной документации, и взаимодействие с Росподребнадзором, Ростехнадзором, Росреестром, кадастровой палатой. Мы давно поняли, что должна быть система, которая облегчит путь инвестпроекта: от зарождения идеи и до того, как мы перережем ленточку и завод заработает. Такая система привлечёт инвесторов работать именно с нами.
Сюда же присоединяются и финансовые меры поддержки. Например, департамент инвестиционной политики уже на протяжении 10 лет субсидирует инвесторам первый взнос по лизингу оборудования до 50% от его стоимости. Этим воспользовалось более 1,5 тысяч предпринимателей, было создано более 10 тысяч рабочих мест. Сегодня все займы и микрозаймы будут выдаваться под 3% годовых. Это и инвестиционные займы фонда до 50 млн рублей для поддержки проектов в приоритетных отраслях — обрабатывающие производства, сфера услуг. Мы также подключаем к программе ряд банков, использующих льготные инструменты под 6,5% годовых, договорились о плотном взаимодействии с ВЭБ и ФРП.
К тому же, теперь появятся займы для реализации проектов резидентов индустриальных парков Тюменской области до 50 миллионов рублей под 0% годовых. Это исключение сделано затем, чтобы быстрее стартовали новые индустриальные проекты. Это уникальные условия. Сейчас в пилотном режиме начинаем проработку по выдаче займов для резидентов индустриального парка «Богандинский».
Кроме того, создаём новый подход поддержки «Фабрика проектов», которая будет формировать оптимальную модель реализации проекта уже на этапе проектной инициативы.
— Что за «Фабрика проектов»? Расскажите, как это будет работать.
— Смысл её в комплексной системе оценки и поддержки проектов. Уже на этапе их включения в реестр мы помогаем формировать финансовую модель с учетом оптимальной схемы использования федеральных и региональных программ поддержки и институтов развития по принципу «одного окна».
Предприниматель обращается в отдел экспертизы проектов Агентства, на «Фабрику», с проектной инициативой, и получает консультацию специалистов по финансированию дела. Оцениваются его собственные средства, где и как лучше будет взять заем, кредит или субсидии. С кем ему лучше работать: с банками, федеральным или региональными фондами господдержки. После подготовки финансовой модели проекта, он отправляется в экспертный совет при «Инвестиционном агентстве» на обсуждение. В случае положительного ответа заключается соглашение, и проект принимается на сопровождение. Оказывается и организационная помощь: содействие по оформлению земельного участка, получению разрешения на строительство и другие. Обязательное требование для получения финансовой поддержки: наличие собственных денежных средств в размере до 30% в зависимости от формы поддержки.
— Как удалось отладить такую систему?
— Был 2012-2013 год, когда работа по улучшению инвестклимата в России только начиналась. Вышел инвестиционный стандарт на все регионы, заработало «Агентство стратегических инициатив». Его главной задачей было облегчить барьеры, которые приходится преодолевать инвестору.
Мы собрали всех участников инвестиционного процесса, в том числе федеральные органы власти, работающие на территории Тюменской области, от которых так или иначе зависит принятие решения. От органов власти выступил Владимир Якушев как главный руководитель региона, пригласили глав 26 муниципальных образований и представителей ресурсоснабжающих организаций. Определили комплекс вопросов, с которыми сталкивается предприниматель, пригласили ответственных за эти вопросы. И подписали соглашение, в котором зафиксировали основной тезис: все, кто подписывает, обязуются помогать инвесторам максимально облегчить решение вопросов, возникающих в ходе реализации проекта, и упростить их рассмотрение. Мы создали условия и стали настраивать эту систему сразу после подписания соглашения. Выстраивали процедуру сопровождения, отлаживали контакт с каждой организацией. Попросили о внедрении внутренних регламентов, которые бы облегчили работу с инвесторами, назначили ответственных в каждом территориальном органе и ресурсоснабжающей организации.
Очень важна и наша команда. Все сотрудники по-настоящему заинтересованы в развитии экономики, у них глаза горят. Когда ты чувствуешь свою заслугу, что это ты привлёк инвестора, убедил его, и он выбрал именно наш регион, это особенно мотивирует и заряжает.
— Почему названные организации раньше не работали так, без посредников в лице «Инвестиционного агентства»?
— Если говорить о том, что мешает инвестиционному климату, есть общая системная проблема — регламенты процедур. Они определяют нормативный срок обработки обращения, который всегда максимально растягивается. Есть некоторый вопрос, и орган обязан рассмотреть его в течение 30 дней. Решается всё, как правило, на 29 день.
Для упрощения этих процедур на федеральном уровне в 2012 году были приняты «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы, принят стандарт по улучшению инвестиционного климата. Если раньше, чтобы получить разрешение на строительство, нужно было до 400 дней, то теперь его получают за 7. Чтобы зарегистрировать предприятие, в 2012 году требовался месяц, а теперь — 3 дня.
Основная задача была и остаётся: создать комфортные условия, в которых бизнес максимально быстро и комфортно можно открыть, вести и, если потребуется, закрыть.
Работа по улучшению инвестклимата в Тюменской области ведётся уже давно. Уже до того, как принимались решения на федеральном уровне, мы старались максимально упростить что возможно. Есть национальный рейтинг инвестклимата, который позволяет объективно оценить, что происходит в каждом регионе. В 2015 году мы были на 15 месте, в 2016 — на 5. Поднялись на 10 мест за год. Это была серьёзная работа.
— Как инвестору выбрать проект для вложений в самой выгодной отрасли?
— Мы изучили каждое муниципальное образование Тюменской области и их возможности с точки зрения экономической обоснованности. На базе этого анализа были сформированы инвестиционные предложения. Это бизнес-кейсы более чем по 100 разным направлениям, с которыми любой желающий может ознакомиться на нашем сайте.
Каждый сотрудник отвечает за развитие экономики конкретного муниципального образования Тюменской области, работая в проектной команде совместно с администрацией района или города. Сформирован план инвестпроектов, реализация которых даст импульс развитию экономики муниципального образования и позволит создать рабочие места. Сейчас эти планы готовятся к актуализации.
Исходя из анализа трендов тюменского рынка, мы предлагаем только актуальные для нас направления. Понятно, что автомобильный завод строить нецелесообразно. Но вот в Тобольске есть «СИБУР», который уже производит 500 тысяч тон полипропилена. Мы понимаем, что этот полипропилен можно как сырьё перерабатывать дальше. Или ещё пример: ежегодно собирается 1,5 миллиона тонн зерна, часть которого после распределения остаётся. Эти остатки можно перерабатывать. На основе этого предложения в прошлом году открылся завод «АминоСиб» по производству лизина. Это аминокислота, которую раньше только импортировали из Китая, а теперь производят в Ишиме.
— А международные отношения как-то планируете развивать?
— Совместно с департаментом инвестиционной политики мы ведём эту работу. К примеру, при «Технопарке» будет работать «Центр экспорта». Выезжаем на ярмарки, выставки, ведём переговоры с иностранными инвесторами, устраиваем презентации в иностранных ассоциациях. Мы используем любые возможности, чтобы презентовать Тюменскую область как инвестиционно привлекательный регион с учётом специфики той страны, с которой хотим сотрудничать. Изучаем имеющиеся компетенции, какие компании есть, и что им будет интересно. Так формируем точечные локальные предложения и ведём переговоры.
Фото: Евгений Шаров