Как построить бизнес-империю, наладить все внутренние процессы внутри компании и стать лучшим управленцем? Об этом сегодня расскажет человек, который смог всего этого достичь. Руководитель компании MALLTEAM, Сергей Гусев.

Управление бизнесом включает в себя регулировку всех внутренних и внешних процессов и коммуникаций компании. А также контроль за соблюдением и достижением квот и стимулирование всей рабочей команды на продуктивную работу.

 

Грамотный управленец осознает глобальную цель своего бизнеса и ясно видит путь ее достижения.

Поэтому первый и главнейший принцип – Планирование. Планирование прямо влияет на успех бизнеса. Причем на успех влияет и верно выбранная стратегия и применение рабочего календаря сотрудниками компании.

В компании должна присутствовать культура планирования времени, материальных и финансовых, кадровых ресурсов, планирование результатов и графики производства работ и реализации проектов, это базовые инструменты.

Для большинства компаний выбор стратегии, что-то непонятное и сложное. При выборе стратегии развития необходимо учитывать внешние и внутренние риски, конъюнктуру рынка; прогнозировать как в целом будет «чувствовать» себя отрасль, какие изменения возможны. Чем сложнее продукт, который выдает бизнес, тем более долгосрочным должно быть планирование. Смысл в том, что есть бизнес, который требует больших инвестиций. Это сложный многоуровневый производственный цикл, и соответственно прибыль отсрочена. А есть бизнес с меньшими объемами и сроками отсрочки по инвестициям, простым продуктом.

Начать же можно с определения ключевых Целей на 1-3 года, 5 лет, и формирования плана по их достижению. С планирования рабочего дня, недели, месяца каждым сотрудником компании. Планирование финансового результата, затрат, выручки и необходимых инвестиций на месяц, квартал, год и постоянный анализ план/факт поможет усилить бизнес, заставит своевременно искать решения и ставить новые задачи.

 

Руководитель организовывает работу, распределяет задачи и контролирует процессы и квоты, постоянно проверяя соответствуют ли они намеченному плану.

Второй принцип - Организация и контроль. Для организации работы нужно правильно ставить задачи, оценивать и выделять ресурсы на их выполнение. Классно, когда сотрудники понимают, для чего они выполняют задачу, ради какой глобальной цели они действую, т.е. крайне важно дать направление.

Организовать выполнение задач помогают сформированные бизнес процессы (стандартная последовательность действий, которые выполняется в компании для достижения заданного результата). Они должны быть актуальны, понятны и по возможности автоматизированы.

Мы в компании MALLTEAM стараемся вовлечь сотрудников в описание бизнес-процессов, используем модерацию: несколько групп сотрудников описывают и связывают с целями компании типовые бизнес-процессы, а руководители в качестве модераторов работают в группе и следят за тем чтобы каждый сотрудник участвовал в обсуждении. Также для организации работы очень важны применение специальных программных продуктов, для постановки и контроля выполнения задач и обмена информацией.

Контролировать нужно все, но мягко, спокойно и системно. Важны: контроль ключевых показателей бизнеса, контроль показателей подразделений, контроль качества и сроков выполнения задач, контроль входящего трафика, контроль затрат. Также важно понимать, каким образом мы будем отслеживать, насколько эффективно приближаемся к целям, установив верные точки контроля не только периодичность, но и корректные параметры-где наш фокус внимания.

 

Руководитель знает всю работу и коллектив, общается с сотрудниками. Важно, чтобы сотрудники были вовлечены в достижение общих глобальных целей компании.

Третий принцип - Коммуникация с сотрудниками. Одна из ключевых ошибок менеджмента заключается в том, что стратегические цели знают и понимают только Топ менеджеры и в лучшем случае Мидл менеджеры.

Бизнес делают люди. Соответственно, если мы хотим добиться вовлеченности в работу всех сотрудников компании, то мы должны выстроить правильные коммуникации, объяснить связь между стратегией и текущей работой сотрудника. Показать вклад каждого в достижение общих целей. Подбирать людей в команду, которые готовы разделить с нами наши амбициозные цели, принять этот вызов как свой личный, в том числе. Например в нашей компании, при прохождении адаптации новыми сотрудниками, я встречаюсь с каждым рассказываю об истории компании, целях компании и моих ценностях.

Для коммуникаций мы используем инструменты:

  • электронные календари с общим доступом;
  • корпоративные мессенджеры;
  • файлообменники с возможностью совместной работы в файлах (мы для этих целей используем: Office 365, 1С: Документооборот, google).

 

Первое лицо компании никогда не стоит на месте и постоянно учится чему-то новому, как в профессиональной сфере, так и в общем.

Четвертый принцип – Самообучение. Если компания находится в фазе своего роста, развития, значит она обязательно будет делать то, чего раньше не делала. Заходить в новые проекты, на более высоком уровне и т.д. Если не подкреплять себя хорошей теоретической базой, новыми знаниями, то ошибки могут быть дороже, увеличивается время для получения необходимого опыта. Что может негативно сказаться на сроках реализации стратегии, тормозить намеченные действия. Поэтому очень важно определить, какими компетенциями должны обладать руководители, ключевые сотрудники, оценить их и предложить эффективные инструменты для развития и обучения. Методологию этих процессов определяет HR, но ответственность за результат своего развития и развития своей команды лежит на руководителях.

В нашей компании существует специально разработанная модель корпоративных компетенций, был проведен ассессмент центр для всех руководителей, по итогам оценки сформированы индивидуальные планы развития (ИПР), организовано обучение. Но большое внимание отведено в рамках работы со своим ИПР именно самообучению, которое может быть как на рабочем месте, наблюдением за опытом коллег, чтение специализированной литературы, вариантов для этого много. Самое главное - это сразу применять на практике, то чему ты учишься.

 

Руководитель на пути к глобальным целям оценивает риски на каждом сделанном шаге.

Пятый принцип – Риск. В нашем нестабильном мире очень важно уметь прогнозировать и оценивать риски. Как минимум всегда рассматривать альтернативные варианты решении и задавать себе вопрос: а что если…?

 

Хороший руководитель умеет быть гибким, то есть быстро оценивать самые нестандартные ситуации и находить решения.

Шестой принцип – Гибкость. Говоря о стратегии, целях, важно понимать, что является фиксированным показателем, а где мы должны проявить гибкость. Важно уметь определить, какое из запланированных мероприятий может уже не работать на выбранную цель как предполагалось ранее, а возможно даже отдалять от неё, не бояться отказаться от каких-то планов, ради достижения главной цели. Забыть фразу: мы всегда так делали! Учить сотрудников, самостоятельно искать альтернативные способы решения задач, замечать и осознавать новые или изменившиеся условия.

 

Руководитель нестандартно мыслит, окружая себя такими же яркими и активными людьми.

Седьмой принцип – Креативность. Креативность – это талант. Если в команде есть креативные сотрудники их нужно беречь и помогать им проявлять свой талант.

 

Достижение целей

Успех любого бизнеса вне зависимости от продукта, численности компании, определяется тем, насколько достигаются финансовые и внутренние цели, если они вообще определены. За счет чего они достигаются – опять же планирование, организация и контроль, коммуникации в команде, развитие сотрудников, оценка рисков и гибкость в принятии решений. Важно понимание для чего мы достигаем поставленных целей, и конечно здесь мы в идеале определяем миссию и ценности компании. Причем если в этом будут участвовать не только топ-менеджеры и собственник компании, но и сотрудники, то вероятность достижения целей увеличивается кратно.