Спасибо кризису
Результаты последних исследований рынка e-commerce показывают, что независимо от изменений экономической ситуации в стране, россияне продолжают активно осваивать возможности Интернета для покупок. По словам Федора, он и многие другие владельцы интернет-магазинов, кризиса не почувствовали: за 2014 год его доход в сети увеличился на 55%. Те, у кого продажи уменьшились, удерживают прибыль, снижая операционные издержки. «Многие начали оптимизировать бизнес-процессы, например, уводя call-центры из Москвы в регионы или отдавая некоторые процессы на аутсорсинг», – пояснил спикер встречи.
По данным агентства Data Insight и Росстата, рост онлайн-продаж к концу 2014-го замедлился примерно в два раза, когда оффлайновая розница еще с начала года находилась в минусе. При этом число реальных оффлайновых продаж сокращается двузначными темпами, так как доля покупок, в которых товар или место приобретения выбирались в Интернете, постоянно растет.
Найти свое
Аналитики утверждают, что сейчас в России заложен большой потенциал e-commerce относительно других стран, потому что за пределами домена .ru рост либо замедлился, либо вообще остановился. У нас же год от года он продолжается, и до сих пор есть множество незанятых ниш.
Федор Селиванов не первый год участвует в московской конференции по интернет-торговле Praktika Days, где можно узнать о показательных примерах выбора ниш для магазинов в сети. Так, в прошлом году для спикера стало открытием, что обороты в 2,5 млн рублей в месяц может приносить онлайн-магазин средств от комаров. Владелец этого бизнеса продает и средства защиты от других насекомых, а в несезон – для отпугивания медведей.
Около 8 млн россиян совершают покупки в интернет-магазинах не реже одного раза в месяц
В ближайшие годы, по мнению эксперта, могут иметь успех такие сегменты e-commerce: спорт и здоровый образ жизни, handmade, интересные подарки, строительство, антиквариат. Причем чем уже ниша, тем лучше. Востребованность того или иного направления можно изучить на сайте wordstat.yandex.ru, который выдаст наиболее популярные интернет-запросы по различным выборкам (возрасту, полу, географии и другим критериям). В случае если не удается найти нишевый продукт, Федор советует делать акцент на продажах и продвижении в тех городах, где такого товара еще нет или есть слабая конкуренция (как, например, делает e96.ru).
Анализируй и действуй
«Я призываю к целостности оценки всех издержек. Типичная ошибка начинающих интернет-предпринимателей – накинуть 30% на затраты в смете и не учесть, что потратится в итоге гораздо больше. Поэтому необходимо составлять продуманный бизнес-план. В этом помогут таблицы в Google и Excel», – отметил Федор Селиванов.
Если интернет-магазин – один из основных источников дохода, собственник должен вникнуть в нюансы всех аспектов этого бизнеса, а уже потом делегировать менеджерам рутинные функции вроде отправки, доставки, маркетинга, общения с клиентами и управления качеством. Далее, в ближайшие год-два, по опыту эксперта, можно и нужно обходиться аутсорсингом и фрилансом на всех позициях в вопросах разработки и продвижения сайта, логистики, бухгалтерии. Однако «жизненно важные задачи» нужно оставлять за собой, в частности, закуп.
Бюджетный маркетинг
Стоит помнить и использовать некоторые из плюсов интернет-магазина.По сравнению с работой в оффлайн-ритейле, этовозможность заявить о себе сразу на всю страну,меньшие суммы первичных инвестиций, меньшее количество постоянных издержек и, конечно же, удобство подсчета финансов и ввода различных сервисов. В интернет-магазин можно интегрировать CRM-систему, которая подсчитает и конверсию, и покупательское поведение, и активность гостей сайта вплоть до времени суток. За статистикой о пользователях сайта и их действиях можно обращаться в Яндекс.Метрику, потом грамотно применить эти данные для улучшения юзабилити магазина, а возможно и изменения своего позиционирования на рынке.
Рекламу в Интернете также можно организовать под определенные цели, не распыляясь на ненужную аудиторию. Сегодня набирают обороты паблики, группы и контекстная реклама в соцсетях, ролики на youtube и фотографии в instagram.
Простые технологии
При открытии магазина не стоит нагружать сайт многочисленными опциями, советует Федор Селиванов. Лучше начать с минимального функционала и вносить изменения уже на работающем ресурсе. К тому же, Интернет переполнен сервисами, на которых можно бесплатно создать свой магазин, а в придачу к нему будет идти мобильная версия. Такие шаблоны можно найти на