Времена, когда для вызова такси нужно было звонить в диспетчерскую службу и ожидать машину, параллельно перезванивая и уточняя, почему водитель так долго едет, уже в прошлом. В России все большую популярность набирают сервисы для вызова такси через Интернет без посредников — необходимость в связующем звене между клиентом и водителем отпала на корню.
Сегодня в России существуют три основных игрока на рынке онлайн-сервисов заказа такси: российская компания «Яндекс.Такси», израильская Gett и американский гигант Uber.
Отечественный сервис начал свою работу в 2011 году, а в Тюмень пришел только в июне 2016‑го. За пять лет существования концепция такси от Яндекса принципиально не изменилась. Цель сервиса по‑прежнему — быстрый заказ без звонка диспетчеру и возможность всегда отследить машину такси через Интернет в режиме реального времени.
«Яндекс.Такси» стремится к тому, чтобы время ожидания авто не превышало пяти минут. Все к этому и идет: только в Тюмени с «Яндекс.Такси» сотрудничают уже более 30 диспетчерских служб, а по России количество таксопарков перевалило за 600 единиц. Машин, которые выполняют заказы «Яндекс.Такси» по всей большой стране, более 30 тысяч. Согласно отчетам компании, только за 2016 год сервис вырос в России в 5,6 раза! Такси от Яндекса уже стало международным — кроме России сервис работает на Украине, а также в Армении, Грузии, Белоруссии и Казахстане.
Но несмотря на постоянный рост заказов, Яндексу в затылок дышит серьезный конкурент — компания Gett, созданная гражданином Израиля Шахаром Вайсером. Концепции конкурентов практически идентичны. Как и «Яндекс.Такси», сервис Gett ставит во главу угла быструю подачу машины клиенту при низкой цене поездки. Как и Яндекс, GetTaxi при выборе удобного способа оплаты предлагает либо наличный расчет, либо привязку банковской карты к аккаунту клиента и безналичную оплату поездок. Цели компании Gett весьма амбициозны: рейдерский захват минимум 50 % всего российского рынка по количеству поездок, а также присутствие к середине 2017 года во всех российских городах с населением более полумиллиона человек. В Тюмени сервис начал свою работу с октября прошлого года.
Уберизация — официальный термин, производный от названия компании Uber, который означает использование компьютерных платформ нового поколения.
Что касается третьего участника нашего обзора, то у Uber, несмотря на обширную географию за пределами России (по состоянию на февраль 2017 года это 450 городов в 35 странах мира. — Прим. авт.), в нашей стране пока серьезных результатов достичь не удалось.По расчетам общественного движения «Форум Такси», в Москве Uber обрабатывает только 10–15 % всех заказов такси. Всего американская компания функционирует в 17 крупных российских городах. В Тюмени сервис появится весной 2017 года, и сложно представить, что он сможет принести что‑то принципиально новое для рынка нашего города.
«Uber заходит в Тюмень, и это хорошо. Международная компания с высокими стандартами качества. Но здорового рынка такси у нас не будет, пока на федеральном уровне не примут нормальный закон о такси», — прокомментировал ситуацию с появлением сервиса в Тюмени Евгений Туровцев, водитель-партнер сервиса Uber. Его досада ясна: с 2017 года в нашей стране вступил в силу закон, по которому международные компании (одна из которых как раз Uber. — Прим. авт.) должны платить НДС. С Uber сотрудничают тысячи водителей по всему миру, и вполне логично, что в России агрегатор решил переложить налоговое бремя на таксистов. А это лишние сложности, к которым многие водители оказались не готовы.
Следует сказать и о том, что Uber принял на себя основной протестный удар от мировой водительской общественности за все мобильные приложения такси. Работа сервиса вызвала массовые протесты во многих странах мира, среди которых Франция, Германия, Италия и Испания. К слову, в последней Uber вообще запрещен на государственном уровне. Диспетчерские службы и профсоюзы такси крайне недовольны низкими ценами сервиса и считают это нарушением правил честной конкуренции.
Отечественная Федерация автовладельцев России (ФАР) от имени таксистов также пыталась отстоять права на «таксу» и пожаловалась премьер-министру Дмитрию Медведеву на то, что Федеральная антимонопольная служба отказалась признать сервисы Uber, Gett и «Яндекс.Такси» монополистами рынка, которые намеренно занижают цены на услуги такси. Серьезной реакции правительства на это обращение не последовало.
В сентябре 2016 года более тысячи московских таксистов перекрыли центральную улицу российской столицы в знак протеста снижению минимальной цены поездки «Яндекс.Такси». В руководстве сервиса сообщили, что забастовку не заметили.
«Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники ни бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам», — признался в интервью порталу Rusbase основатель сервиса «Таксилет» Михаил Виноградов.
В Тюмень «Яндекс.Такси» и Gett зашли достаточно гладко — без акций протестов и стачек со стороны традиционных фирм такси, хотя в частных беседах перевозчики не устают высказывать недовольство новыми интернет-веяниями.
«Из-за высокой конкуренции и появления сервисов заказа такси цены на наши услуги упали ниже некуда. Лишь бы на бензин денег хватило и на продукты! О большом заработке в такси и речи нет!» — признался водитель тюменского таксопарка Аркадий.
КОММЕНТАРИЙ
Тигран Худовердян, руководитель «Яндекс.Такси»
Мы в свое время недопоняли рынок. Почему мы так поздно начали заниматься регионами? Нам казалось, что там не было денег, что там очень низкий средний чек, и было неясно, как вести в связи с этим бизнес. Но выяснилось, что по средним расходам на такси на одного человека региональный город может даже переплюнуть Москву. Такси — это часть транспортной инфраструктуры. Если в городе плохой общественный транспорт, нет 15 веток метро с 200 станциями, транспорт после девяти вечера не ходит, то люди вынуждены пользоваться такси. И такси там довольно дешево стоит, как выяснилось: у водителей очень много коротких поездок. Количество заказов водитель может сделать в 2–2,5 раза больше за смену, чем в Москве. Даже дневная выручка в некоторых регионах может превышать московскую. В целом региональный рынок, возможно, даже более интересен, чем московский.
Михаил Захваткин