В 2014 году компания начала внедрение программного продукта «Агрохолдинг». О причинах использования в своей работе современного программного обеспечения и его первых результатах Тюменскому Бизнес- журналу рассказал генеральный директор Агрохолдинга «Юбилейный» Сергей Мамонтов.

— Сергей Николаевич, как вы пришли к тому, что в компании необходимо внедрять современные технологии?

— За более чем 35 лет работы предприятие стало крупным агрохолдингом. Сейчас подразделения «Юбилейного» занимаются растениеводством, производством кормов, свиноводством, мясной переработкой, оптовой и розничной торговлей. Тенденции роста наблюдаются во всех сферах деятельности предприятия, в большей степени — в растениеводстве, поскольку предприятием реализуются два крупных инвестиционных проекта. Один из них — строительство завода по глубокой переработке зерна, другой — увеличение пахотных площадей. Эффективно управлять такой большой компанией без современных технологий невозможно. Давно уже известно, что рост производства порождает ослабление управления, а автоматизация бизнес-процессов — один из инструментов сбора информации, необходимой для анализа, своевременного принятия решений и контроля деятельности предприятия. Идею внедрения программного обеспечения мы вынашивали несколько лет. Обсуждали с коллегами, советовались с экспертами. В октябре прошлого года побывали на конференции «Агро-2014», где познакомились с разработчиками продукта «Агрохолдинг» и приняли решение о покупке их программного обеспечения.

— Расскажите подробнее о самом продукте.

— «Агрохолдинг» — программа, которая устанавливается на любое современное устройство от компьютера до смартфона и позволяет контролировать все процессы, происходящие на предприятии в режиме реального времени. В качестве эксперимента мы внедряем ее на двух подразделениях, занимающихся растениеводством. Насколько я знаю, лишь немногие сельхозпредприятия применяют подобные технологии в этой сфере. На первом этапе мы провели картирование всех сельскохозяйственных площадей. Общая площадь полей «Юбилейного» превышает 50 тыс. га. Теперь мы знаем контур и площадь каждого поля с точностью до одного метра. Также мы установили оборудование GPS-мониторинга на комбайны, тракторы и автомобили. Все это позволяет контролировать передвижение техники, использование трактористом прицепного устройства, скорость движения, объем выполненных работ и т. д. Программное обеспечение дает возможность накапливать историю проводимых работ по каждому полю. Дата проведения технологических операций, сев той или иной культуры, вид и количество вносимых удобрений, информация об обработках растений средствами защиты, урожайность — все эти данные оперативно доступны для специалистов.

— Как сотрудники восприняли изменения? Насколько я понимаю, у них увеличился объем работы за компьютером и усилился контроль над ними.

— В принципе, в нашей компании все изменения принимаются позитивно, нет такого, что кто‑то отказывается работать по‑новому. Тем более что многие общаются с техникой на «ты» и технологии действительно облегчают работу. Например, в программе к конкретному полю можно прикреплять сделанные на нем фотографии состояния почвы, посевов, сорняка. Это удобно для консультаций и отчета перед руководителем. Но, конечно, потребуется время, чтобы все сотрудники перестроились и без труда работали в программе.

— Сергей Николаевич, когда завершится пилотный проект?

— После окончания всех полевых работ. Необходимо будет проанализировать полученные данные, но уже сейчас могу сказать, что автоматизация учета дала ощутимый эффект. В результате применения GPS-мониторинга на 15 % снизился расход ГСМ. По ряду технологических операций будет скорректирована нормативная выработка. Автоматически заполняется история полей. В онлайн-режиме видим остатки сырого зерна на площадке, подработанного в складах, и потери на сушку и сор.

— Это значит, что такой же подход вы будете внедрять и в другие направления агрохолдинга?

— Да, сейчас идут предварительные работы по внедрению системы в мясопереработку и реализацию. Не сказать, что все легко и просто, но процесс запущен. Планируем в следующем году перевести на современные рельсы остальные четыре хозрасчетных подразделения растениеводства и мясопереработку.

— Использование программного обеспечения «Агрохолдинг»— это первый ваш опыт по автоматизации бизнес-процессов?

— Нет, мы уже давно применяем автоматизацию работы торговых агентов. Они используют мобильное устройство, с помощью которого при посещении точек продаж вносят информацию в онлайн-режиме. Руководитель знает, где сейчас находится торговый агент и сколько точек он посетил, видит по фотографиям объем продукции на полке. Это необходимо для контроля сотрудников и повышения оперативности передачи заявок в офис. Остальная автоматизация на предприятии связана с бухгалтерской отчетностью.

— Я так понимаю, что и новый завод по производству лизина будет автоматизированным.

— Конечно. В 2016 году планируем запустить вторую очередь завода, на котором будет установлено современное оборудование, а документооборот будет изначально автоматизированным. Если честно, то конца внедрению технологий на предприятии нет. Мы развиваемся, появляются новые задачи, требуются более эффективные способы их решения. Радует, что рынку информационных технологий есть, что предложить предприятиям АПК.

 

Беседовала Татьяна Криницкая